Перейти к основному содержанию

Рубрика "Лаборатория спорта": картинг

Казакова Надежда
https://www.youtube.com/embed/oLt2OivjhP4

Такой руль - мечта многих. Играя в компьютерные игры, мы фантазируем, как бы здорово было с огромной скоростью мчаться по автостраде. И, кажется, у Надежду Казаковой эта мечта сбылась. Итак, добро пожаловать в «Лабораторию спорта», где сегодня царят скорости и рёв моторов.

Замысловатые пируэты помогают гонщикам прогреть резину. Поедешь на холодной - на первом же повороте заноса не избежать. И тогда о победе можно забыть. На трассе в Братске дебютируют на согреваниях все начинающие картингисты региона. 1250 метров. Каждый из них анграчанин Ваня Бугаенко знает от и до. В свои 13 он уже чемпион Сибири. Карт для победы собрал сам. А ещё целыми днями пропадал на треке. В итоге ему покорились и асфальт, и зимние трассы.

ИВАН БУГАЕНКО, картингист, чемпион Сибири: «По зимней нужно свою технику иметь, нужно заходить правильно в поворот, в управляемый занос, нужно правильно держать траекторию, а на летней более всё плавно, спокойно».

Все эти тонкости юные гонщики узнают сначала в теории, лишь потом практика на треке. Это стандартная программа школ картинга. В Иркутской области их всего 4. Две в Иркутске, ещё по одной в Братске и Ангарске. В последних двух - занятия бесплатные. Но если юный гонщик отправится на соревнования - затрат не избежать. Примерно 30 тысяч на экипировку из огнеупорного материала. От 100 тысяч рублей на гоночный болид: тренировочный карт для соревнований не подходит. Действительно быстроы и мощные машины приходится заказывать из Италии или Чехии.

МИХАИЛ ЖИВОТОВСКИЙ, директор станции юных техников: «У нас в принципе в России, по сути дела, выпускает карты только завод «Патриот», который работал в советское время, но и те карты, которые он выпускает, они до соревнований немного не дотягивают, в крайнем случае - Сибирский федеральный округ, но и там должны стоять двигатели, которые имеют сертификат».

Хотя так было не всегда. В советское время карты выпускали 4 завода страны. А сам вид спорта был очень популярен. Своё победное шествие по миру он начал с военных аэродромов Америки. Первый карт создали лётчики из шасси, двигателя от газонокосилки, канистры для бензины и обрезков труб. Сейчас спортивные карты делают из нержавеющего прочного и сверхлегкого хромансиля. Это особый сорт стали, используется в самолетостроении. А двигатели для болидов выпускают автомотогиганты «Хонда» и «Ямаха».

Карт иркутянина Александра Кренделева - пример чуда гоночной техники. Этот болид уже показал себя на турнире и принёс Александру победу на сибирском уровне. 17-летний гонщик за рулём с детства. Его любовь к картингу началась, как и у многих, с похода в пункт проката картов.

НАДЕЖДА КАЗАКОВА, корреспондент: «В принципе для того, чтобы понять, что вам ближе - любительские заезды или же профессиональный картинг, вполне достаточно будет тест-драйва, сравнения любительского карта и настоящего, спортивного, этом я сейчас и займусь. Ну, что сказать, конечно, различия в двух, казалось бы, так похожих механизмах чувствуешь буквально всем телом. Да, управлять спортивным картом гораздо сложнее, но и удовольствия, поверьте, гораздо больше. И лично для себя выбор сделала, но это останется моей тайной».

Хотя не скрою, за 10 минут тестовых заездов у меня ощутимо устали запястья. Не помешала бы и термоизоляция на правую руку. Двигатель у карта находится именно с этой стороны, рядом с гонщиком, и на большой скорости ощутимо нагревается. В общем, управлять картом - то ещё испытание.

СТАНИСЛАВ ЛЫЖИН, автогонщик, директор картинг-центра: «Любой карт в принципе очень сложен в управлении, потому что у него прямая информативность руля, у него нет гидроусилителя. И у него максимальный поворот руля - до 90 градусов».

Как собственно и у болидов Формулы-1. Кстати, именно картинг привёл многих известных гонщиков в автоспорт. Михаэль Шумахер, Мика Хаккинен, Фернандо Алонсо и Даннил Квят в прошлом - картингисты. И кто знает, может быть совсем скоро эту плеяду спортсменов дополнят и наши земляки.