Перейти к основному содержанию

Экономический ликбез

Марчуков Павел

Юридическая и финансовая безграмотность часто ставит в затруднительное положение рядовых жителей области. Сегодня мы решили узнать, насколько хорошо иркутяне разбираются в, казалось бы, элементарных вещах. Например, знают ли, как формируется зарплата или коммунальная платёжка. Эксперимент оказался поучительным.

Зарплата среднестатистического жителя Иркутской области формируется из трех частей. Первая - это оклад. Следующие составные - районный коэффициент и северная надбавка. Они зависят от климатических условий, в которых работает человек. Коэффициент колеблется от 20 до 70 процентов, а надбавка - от 30 до 80 процентов. При этом из полученной суммы бухгалтер вычитает 13 процентов налога на доход физических лиц. А в курсе ли этой математики рядовые жители?

- Все написано, описано и рассказано. Можно убедиться в этом с людьми. В бухгалтерии работают, все разъяснят.
- Я только смотрю сальдо и проценты. Остальное меня мало интересует.
- Зарплата не очень понятна. Но это же проблема моего невежества, по поводу своей малограмотности никого винить не хочу.

Одна из постоянных статей расходов - это выплаты за коммунальные услуги. Тот, кто все с первого раза поймет в этих рассчетках, для меня герой. Огромное число граф и цифр. В двух словах, откуда они берутся и как формируются, не объяснить. Знаю точно лишь одно - есть основные показатели: расход воды, тепла, канализация и расходы на ремонт. Но могут появляться и дополнительные показатели. В общем, голова кругом. Но, может быть, только у меня?

- Я за одну комнату плачу 2200 рублей. И откуда они такую цену берут, не знаю.
- Конечно, возникают вопросы. Насчитывают постоянно лишнее.
- Мне просто некогда этим вопросом заниматься. То есть, получили, оплатили и забыли до следующего месяца.

Забыть про выплату кредита получится едва ли. За это предусмотрено финансовое наказание. Оно прописано в договоре, как и все остальные условия получения денег. При этом, как показывает практика, далеко не все клиенты банков внимательно читают договоры, а потом оказываются в долговой яме.

ПАВЕЛ МАРЧУКОВ, корреспондент: «Но все же, как показывает практика, люди становятся более подкованными юридически в тех сферах, с которыми они сталкиваются чаще всего. Например, число обращений на некачественный товар или плохое обслуживание в отдел по защите прав потребителей с каждым годом только растет».