Перейти к основному содержанию

"миры" начали действовать

Неупокоев Петр

Они называют себя гидронавтами и в качестве добычи приносят всего несколько маленьких рачков, но и это вызывает бурю эмоций. Ведь речь идет о работе специалистов глубоководных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2".

Даже в 21 веке на Земле остаются места, куда не ступала нога человека. На большие глубины, какие есть, к примеру, на Байкале, даже водолазам практически невозможно попасть. Поэтому изучать их можно только с помощью аппаратов "Мир-1" и "Мир-2". Накануне они начали свою работу в рамках второго этапа экспедиции по изучению флоры и фауны. Чтобы рассказать о ней, наша съемочная группа, несмотря на дождь и сильный ветер, на специальном буксире отправилась к месту погружений. Всем Байкальским ветрам на зло. Дождь и волны «Мирам» не страшны - эти аппараты единственные в мире могут погружаться при шторме силой в четыре балла. Но байкальский ветер непредсказуем, а значит, может усилиться в любую секунду и сорвать первый спуск. - С утра ветер был более сильный, и, конечно, он ограничения накладывал, но сейчас погода переменная. Такого ветра нет. Когда подойдем к точке спуска, примем окончательное решение, - говорит Сергей Черняев, пилот аппарата «Мир-2», Герой России.Первая точка - в километре от Листвянки. Дождь усилился, но ветра уже нет, поэтому гидронавты решают погружаться. В этом месте исследования никогда не проводились. Глубина около семисот метров - по меркам гидронавтов небольшая, - но устанавливать рекорды сегодня никто и не собирается. Задача - исследовать рельеф дна и, возможно, найти новые формы жизни. Специально для этого в носовой части «Мира-2» устанавливают сачки-ловушки.Интересное ищут два аппарата. В каждом три человека экипажа - опытные, всемирно известные гидронавты. Капитан «Мира-2» Герой России Сергей Черняев погружался даже на дно Северного ледовитого океана. Пилот отвечает за сохранность дорогостоящего оборудования и за жизнь всего экипажа. Миры могут работать на глубине более суток. На этот случай у каждого члена команды сухой паек: чай, шоколадка и бутерброд.Сегодня под водой ученые пробудут около трех часов - час на погружение, час на подъем и всего час на исследования, которые могли и не начаться. Правительство Франции попросило «Миры» для поиска черных ящиков на месте крушения самолета в Атлантическом океане. Но переброску в обозначенные сроки посчитали технически невозможной, а батискафам испытаний хватило и здесь, на Байкале. «Мир-1» заблудился в подводных скалах и получил небольшое повреждение хвостовой части, образовалась течь. Связь с палубой гидронавты держат по рации. Сообщают - повреждение несерьезно и «Миры» всплывают строго по плану. Погрузить их на корабль - процесс не менее сложный, чем работа на глубине. Сейчас батискафы обслуживают около пятидесяти человек. Правда, первыми героями дня становятся не они и даже не гидронавты, а рачки-гаммарусы, которые попались в ловушку. Это известные виды, но на дне озера исследователи все же нашли кое-что необычное.- Мы нашли на дне несколько вещей – бутылку и банку. Странно, в центре ныряли, а такого не видели, - рассказывает Михаил Слипенчук, председатель попечительского совета фонда содействия сохранению Байкала.Первое погружение, несмотря на все капризы природы, прошло успешно. Оба аппарата в целости и сохранности доставлены на борт корабля-носителя. Впереди еще два месяца плодотворной работы и новых научных открытий, хотя, как говорят сами гидронавты, чтобы разгадать все загадки Байкала, и тысячи погружений будет мало.