Перейти к основному содержанию

Педагоги — в группе риска

У педагогов повышенная ответственность и перед своими воспитанниками, и перед их родителями. Школа в России всегда была местом, где не только передавали знания, но и воспитывали личность. Но как выполнить свою задачу, если ученик отвечает матом даже на справедливые замечания преподавателя? Нам в редакцию не раз звонили учителя и спрашивали о том, как защитить себя от насилия со стороны школьников. Насколько труднее сегодня нести доброе и светлое молодым? Взгляд на проблему с точки зрения иркутских педагогов в репортаже Ильи Грибачёва. На факультете психологии педуниверситета все аномалии детского поведения изучают с научной точки зрения. Ищут примеры, анализируют факты. И делают выводы: в последнее время случаев детской агрессии стало значительно больше. Елена Михайлик, кандидат психологических наук, доцент: "Дети стали гораздо более жестокими. И по тем поступкам, которые мы видим в школах, и по рассказам учителей. Если есть прямые факты физического насилия в сторону учителей... Ведь раньше не было такого!" Как бороться с жестокостью, Елена Михайлик рассказывает на своих лекциях. У третьекурсницы Ирины скоро зачёт по возрастной психологии. Предмет непростой, но самый важный экзамен предстоит позже. Через 2 года, когда молодая учительница впервые войдёт в класс. К неопытным педагогам нередко относятся с пренебрежением, особенно старшеклассники. Ирина Чуб, студентка Иркутского педагогического университета: "Я вполне могу себе это представить. Мне кажется, я смогу найти подход к детям. Потому что я знаю. Мы сейчас учимся именно взаимодействию с людьми". Но взаимодействовать с подростками с каждым годом сложнее. Раньше в стране поддерживался культ учителя. И последним, решающим словом, для родителя было мнение педагога, а не ребёнка. Теперь мамы и папы охотней прислушиваются к мнению своего чада. И тот чувствует себя равным учителю. Отсюда конфликты. Уже на первом курсе будущие педагоги знают, что они в группе риска. Дмитрий Трефилов, студент Иркутского педагогического университета: "Страшно, конечно. Но у учителя такая профессия, почти с риском связанная. Я учился в школе №14. И на моих глазах было, что учителя физкультуры клюшкой стукнули". Чтобы предотвращать такие случаи, 2 года назад в области появились так называемые школьные инспекторы. Это милиционеры, которые курируют трудных подростков в учебном заведении. Сейчас в регионе 78 таких специалистов. Результат их работы — подростковая преступность по итогам прошлого года снизилась на 19%. Штат инспекторов собираются расширить. Но молодые учителя на милицию не надеются. Их главное оружие защиты — принципы Сухомлинского и Макаренко.