Перейти к основному содержанию

Кризис и общественный транспорт

Пресловутый экономический кризис теперь вспоминают уже в связи с трамваями. Якобы работникам муниципальных транспортных предприятий сократят зарплату. А она и так небольшая, значит, люди оттуда побегут. Кто тогда нас будет возить? Есть ли доля правды в таких слухах? И какова вообще ситуация в сфере пассажирских перевозок? Вагоновожатая — это звучит гордо. Так считает Надежда Войкова. Она водит трамваи 26 лет. Не ушла во время перестройки, кризисов 1993 и 1998 годов и считает, что и нынешние экономические трудности пройдут мимо. На любимой работе Надежда собирается остаться, даже если понизят зарплату. Такие слухи ходят среди сотрудников предприятия. Надежда Войкова, вагоновожатая: "Зарплата у всех разная. Это зависит от стажа, от классности. У меня, например, в пределах 10 тысяч. А уходить... куда уходить? И зачем?"В "Горэлектротрансе" сообщили, что понижать зарплату некуда, она и так маленькая. Именно это основная причина увольнений из транспортной сферы. Чтобы хоть как-то держаться на плаву, руководство предприятия сделало общественный транспорт мобильной рекламной площадкой. Но денег всё равно не хватает. Что будет дальше с общественным транспортом, знают городские власти. Именно сейчас они разрабатывают программу эффективного развития транспортной сети. Ведь трамваи и троллейбусы должны приносить пользу не только горожанам, но и прибыль городу. Пока о последнем говорить сложно.Эффективно, но с точки зрения пассажироперевозок, работает коммерческий транспорт. Но предприниматели тоже сетуют на финансовые трудности. Чтобы заправить машину на день, надо потратить полторы тысячи рублей. Год назад сумма была меньше на треть. Станислав 7 лет в этом бизнесе. Рыночную экономику знает на собственном опыте — оптимизировать расходы его научила жизнь. Станислав Ершов, владелец маршрутного такси: "Водителя невыгодно нанимать, лучше самому работать. Работаешь по 10-12 часов в сутки, хотя нужно 8 часов. Если ещё и обед вычесть, то вообще ничего не заработать. А семью кормить надо, за квартиру платить. В итоге почти ничего не остаётся".Экономисты считают, что прибыль у маршрутчиков скоро появится. Антимонопольная служба требует, чтобы нефтяные компании снизили стоимость бензина. Ведь на мировых рынках топливо стоит вполовину дешевле, чем летом. Владельцы АЗС Западной Сибири уже сменили ценники. Литр 92-го бензина там стоит 21 рубль. Возможно, снижение произойдет и в Иркутске.