Перейти к основному содержанию

Скоро станет известно заключение экспертов по проекту нефтепровода "восточная сибирь - тихий океан"

Ставицкая Елена

Экспертизу проекта нефтепровода из Тайшета в бухту Перевозная завершают члены специальной экспертной группы. Обнародовать свое решение они должны в ближайшие дни в Москве. На месяц раньше, чем планировалось. Экологи опасаются, что на специалистов группы может быть оказано давление. И выступают против проекта. "Китаю - нефть, Байкалу - смерть". Это лозунг борьбы против нефтепровода. Вернее, против нынешнего варианта прокладки трубы. На карте она обозначена красной чертой. Экологи считают, это слишком близко к озеру. Во время аварии в него может попасть до 4-х тысяч тонн жидкого топлива. Марина Рихванова, сопредседатель "Байкальской экологической волны": "По документам "Транснефти", на одном участке нефть может попасть в Байкал в течение 20 минут, а развернуть технику - только довезти ее - они смогут за 25 минут. И то это очень удивительно, вспоминая аварии в Иркутской области, когда местные жители увидели фонтан нефти". Фонтан нефти - это история поселка Тыреть. В середине 90-х неподалеку от него вылилось 25 тысяч тонн нефти. Нефть пытались собирать, выжигали, устанавливали специальные фильтры очистки воды, но до сих пор жидкостью из-под крана люди не пользуются. Готовят еду, моются и стирают местные жители на другой воде. Привозной. Которую набирают в 60-ти километрах от Тырети. И каждый день за ней выстраиваются очереди. Специалисты "Байкальской экологической волны" опасаются, что такое может произойти и на севере Байкала. "Если будет авария на севере Байкала, то ряд населенных пунктов полностью потеряют источники питьевой воды. В проекте "Транснефти" на поиски альтернативных источников водоснабжения для них не заложено ничего. Вот как в Хабаровске сложилась ситуация, то же самое может быть на Севере Байкала", - говорит Марина Рихванова. По нынешнему проекту труба пройдет в самом сейсмоопасном месте Восточной Сибири. Это север Бурятии - землетрясения в этих горах происходят несколько раз в день. Во время одного из них, к примеру, произошел обвал шахты Северомуйского тоннеля. Тогда возобновить его прокладку строители смогли только через год. Для "Транснефти" нефтепровод вдоль БАМа обойдется дешевле других вариантов. Но экологи против. Они настаивают на других вариантах: либо мимо озера перевозить нефть в цистернах, либо класть трубу гораздо севернее. Они считают, Байкал дороже нефти.