Перейти к основному содержанию

Каждое пятое преступление в Прибайкалье связано с мошенничеством

Остро в регионе стоит проблема мошенничества. Так, в Усть-Илимске женщину обманули на 5 миллионов рублей. Ей сообщили, что на неё оформили кредит. Для того, чтобы убедить собеседницу в том, что с ней общается сотрудник банка, звонивший сообщил персональные данные клиента. Потерпевшая перевела все свои средства на якобы безопасные счета. В дальнейшем она оформила заём, который тоже перечислила на псевдостраховые ячейки. И это лишь одна из тысяч историй. Подробнее о проблеме расскажем в следующем материале.


Люди на этих кадрах только познакомились. Мужчина в синей куртке подошёл к пенсионеру и представился знакомым его ребёнка. Собеседник рассказывает старику, что задолжал денег его ни то сыну, ни то дочери и хочет передать через отца средства. Отдаёт пятитысячную купюру из банка приколов и просит сдачу. В обмен, конечно, получает настоящие деньги. Такие случаи мошенничества зафиксированы в Усольском, Заларинском и Иркутском районах. Этого подозреваемого задержали в Черемховском районе. С полицией он не был столь же общительным, как с пенсионерами.
 


— За что доставлены?

— Не знаю.

— Пояснить что-нибудь можете?

— Нет.
 


В Иркутской области только накануне в полицию обратилось 9 человек с заявлением о денежном обмане. В Прибайкалье вообще каждое пятое преступление связано с мошенничеством. Чаще всего злоумышленники звонят людям и представляются сотрудниками банка.
 


АЛЕКСАНДР СВЕРЛОВ, сотрудник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России:

«Схема мошенников настроена на то, чтобы максимально запутать человека. Ввести его в ситуацию, когда он будет вынужден нервничать и совершать необдуманные решения. Как правило, разговоры строятся на деньгах. Пытаются напугать человека, часто используют его данные – это имя, фамилию, отчество, могут говорить о паспортных данных, могут говорить о деньгах, которые есть у него на счёте».
 


Всё это делается для того, чтобы убедить человека в том, что ему звонят действительно из банка. Нередко мошенники выступают и в роли защитников. Они звонят тем, кто уже был обманут, и предлагают услуги по возвращению денег. Естественно, за деньги. Дальше человек следует по тому же печальному сценарию.
 


ИГОРЬ КОРЖУК, управляющий отделением Иркутск Банка России:

«Вы можете быть уверены, что общаетесь с мошенниками, если под предлогом потерянных средств вам предлагают совершить какие-либо действия с вашими картами, например, настоятельно просят перевести деньги на резервные счета, срочно идти к банкомату и выполнить какие-то операции, оформить на себя кредиты или сообщить любые персональные данные или пароли из смс-сообщений. Настоящие сотрудники банков так никогда не делают».
 


Тем не менее возникает вопрос, откуда у злоумышленников персональные данные их потенциальных жертв. Нередко люди сами могут предоставить обманщикам информацию о себе, заполнив форму, например, на фейковом сайте или разместив фотографии документов и банковских карт в интернете. Утечки могут происходить из небольших онлайн-магазинов. Мошенники могут иметь своего человека в банках, который «сливает» всю необходимую информацию о клиентах. Персональные данные могут попасть в руки мошенников и в том случае, если вы открыли файл, который прислали вам мошенники. Таким способом люди рискуют установить вредоносную программу, которая позволяет записывать все нажатия клавиш на клавиатуре, соответственно, пароли, логины и многое другое.
 


ОЛЬГА ХАРНУТОВА, корреспондент:

«Интернет-мошенники пытаются атаковать и нашу редакцию. К примеру, сегодня к нам пришло письмо от якобы министерства здравоохранения. В сообщении нам предлагают приобрести бесплатные защитные костюмы от COVID-19. Для этого нам предлагали отправить им на почту заявку по форме. Вот только заявка по форме находится в заархивированном документе».
 

 

А внутри тот самый вирус. И если с интернет-мошенничествами пока непонятно, как бороться, то со злоумышленниками, которые делают звонки, вопрос частично решён. Ведь зачастую на той стороне провода работают люди, которые находятся в местах лишения свободы. Поэтому теперь в России вступил в силу закон о блокировке телефонных номеров в тюрьмах.

Остаётся надеяться, что мошенничества станет меньше, а у злоумышленников иссякнет фантазия, каким образом можно обмануть людей.