Кто не купил, тот опоздал!
Российские автомобилисты в глубоком шоке: с 1 октября резко и значительно увеличивается утилизационный сбор на машины и спецтехнику. А значит, цены на авторынке не просто повысятся, а буквально взлетят.
И вроде бы переживать по этому поводу должны только те, кто торгует автомобилями: ведь вырастет утильсбор на технику, которая ввозится в страну для последующей продажи. Однако в то, что новшество не коснётся частников, везущих импортные машины лично для себя, похоже не верит никто – ни автоэксперты, ни, в первую очередь, сами частники. В чём причина недоверия? В основном в том, что «у нас всегда так: говорят одно, а на деле выходит другое». И в этом есть зерно истины. Но чтобы быть готовым к грядущим изменениям, надо разобраться в теме. Поэтому давайте разложим всё по полочкам и ответим на вопросы: зачем и кому нужен утильсбор, почему и как он повышается, и кто это почувствует.
Что утилизируют?
Итак, для тех, кто совсем не в материале, поясняем, что это, собственно, за сбор такой – утилизационный. В федеральном законе под названием «Об отходах производства и потребления» читаем, что это «разовый обязательный платёж за каждое колесное транспортное средство (шасси), самоходную машину, прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведённые, изготовленные в Российской Федерации, который оплачивается для утилизации транспортных средств после их эксплуатации».
То есть в цену машины закладывается стоимость её уничтожения или переработки после того, как авто придёт в негодность. При таком бурном росте производства и потребления новых автомобилей – всё вроде бы логично и правильно. Старых машин ведь тоже становится больше, и с ними надо что-то делать! Но тут всё не так просто…
Зачем повышают?
А ноги у истории с повышением утильсбора растут из большой политики, а вовсе не из высоких экологических стремлений. Эту часть стоимости автомобилей наши власти используют как рычаг, для давления на импортёров, преимущественно китайских.
Некоторое время назад правительство Поднебесной НЕ рекомендовало своим автопроизводителям строить заводы в России по понятным геополитическим причинам. Повышение утилизационного сбора, ведущее к подорожанию ввозимых в РФ машин и, как следствие, к снижению их продаж, должно подтолкнуть зарубежные компании всё же переносить производство машин для россиян на территорию России. Для нашей страны это означает ещё новые рабочие места, плюс налоги с госбюджет.
Как это будет?
Сначала будет очень больно! Хотя в постановлении Минпромторга говорится о поэтапном увеличении утильсбора до 2030 года, это будет происходить неравномерно. И с 1 октября 2024 года значения сбора на некоторые категории машин вырастут сразу на 85%.
Больше всего новшество отразится на стоимости автомобилей с объёмом двигателя до 3 литров, которые ввозятся в страну для последующей продажи. Вот тут-то как раз утильсбор и вырастет сразу на 70-85%. Немного меньше он увеличится для машин с меньшим объёмом движков.
Затем до 2030 года утильсбор планируют ещё ежегодно увеличивать на 10-20%. В результате, ценники на некоторые автомобили вырастут настолько, что их вообще будет нецелесообразно ввозить в РФ для продажи.
Судите сами - наиболее убедительно историю с ростом сбора иллюстрирует таблица:
Почувствуют все?
Нет. Хотя и тут единого мнения не наблюдается. Формально, новые правила не касаются людей, которые ввозят в Россию автомобили с двигателями до 3 литров исключительно для личного пользования. То есть в течение года после покупки машины владелец обязуется не продавать её, а если соберётся сделать это – утильсбор ему тут же насчитают, как говорится, по полной.
Не попадают в число плательщиков сбора по новым ставкам и участники госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
И всё-таки эксперты предупреждают, что постепенно новшество почувствуют практически все автомобилисты. Те, кто хорошо знает этот рынок, уверены, что ставку утильсбора для физлиц заморозили не навсегда, а лишь временно, чтобы, так сказать, не слишком нагнетать обстановку.
Автосалоны тоже подготовились и начали повышать цены на новые автомобили заранее, чтобы не шокировать покупателей в октябре.
И что в итоге?
По прогнозам экспертов ассоциации «Российские автомобильные дилеры», из-за повышения утильсбора новые автомобили в России уже в октябре подорожают на 15%, а в начале 2025 года – ещё на 15%. Говорят, через 6 лет цена на новые машины подпрыгнет вдвое по сравнению с ценами 2024 года.
Сработает ли повышение ставок ровно так, как было задумано правительством, – пока неизвестно. Акулы отечественного автопрома ждут этого эффекта и убеждены, что такой способ – единственный, чтобы заставить китайские автоконцерны открывать заводы в нашей стране, создавать партнёрские проекты с российскими компаниями и работать с нашими комплектующими. Что ж, будем надеяться и с нетерпением ждать в продаже «омоды», «джейку» и «чанганы» российской сборки.