Дом

Бумага специального назначения

Пора отдать должное изобретению, выполняющему весьма деликатную и важную миссию не одно столетие
26.08.2024 - 05:23
Бумага специального назначения

Этот День придумали американцы. На 26 августа они назначили празднование Дня рождения одного из самых гениальных, по мнению одних людей, и самого бесполезного, по мнению других, изобретения человечества – туалетной бумаги. 

Кому – сено, кому – благовония

Чем только не пользовались люди в гигиенических целях до её появления! Беднота, которая в большинстве случаев обходилась и без туалетов, пользовалась для гигиены сушёным мхом, сеном, очёсками шерсти и лопухами. Граждане побогаче, понятное дело, изобретали более цивилизованные способы. Древние римляне, к примеру, вместо туалетной бумаги использовали сушёную морскую губку, намотанную на палку. После применения по назначению средство гигиены опускали в горшок с розовой водой. 

Проблема была только в одном – устройство было многоразовым, и за его своевременной заменой и очисткой следил только туалетный бог римлян. Звали этого бога Крепи, и считалось, что именно он охраняет задумавшихся о вечном посетителей уборных от злых духов, живущих в канализации. 

В средневековье о таких нюансах гигиены задумываться перестали, и после справления естественных нужно пользовались любыми подходящими для этого тряпицами или бумагами.

В Древнем Китае туалетную бумагу изобрели автономно от других стран. Первые упоминания о ней датируются 1383 годом, когда для нужд китайского императора и его семейства во дворец было поставлено 720 тыс. листов особо мягкой бумаги, пропитанной благовониями.

Туалетное чтиво

Времена менялись, человек изобретал множество полезных вещей, но «туалетную» сферу прогресс по-прежнему обходил стороной. Английский писатель конца XIX – начала XX веков Гилберт Кит Честертон писал о том, что «человеку необходимо всегда с собой носить томик дешёвых стихов, чтобы, сидя на горшке, развлечь себя, а потом найти достойное применение прочитанному». Зная о неизбежной участи большинства печатных изданий, их создатели шли навстречу читателям. Например, издатели американского толстого журнала «Альманах старого фермера» специально делали в каждом экземпляре «ушко», за которое журнал было удобно вешать на гвоздик в отхожем месте. 

От геморроя и не только

И вот, после многовековой антисанитарии миру явилась ОНА! Кстати сказать, первая туалетная бумага была вовсе не средством гигиены, а продуктом лечебным. Изобрёл виновницу торжества мистер Джозеф Гайетти в 1857 году, и продавали её как «терапевтическую лечебную бумагу». От какой болезни излечивал кусочек целлюлозы, пропитанный соком алоэ, – понятно: конечно, от геморроя. 

Позднее «бумага специального назначения» появилась в клозетах и для более привычных целей. Хотя во множестве домов населённых пунктов и целых стран туалетная бумага ещё долгие годы считалась предметом роскоши и далеко не первой необходимости.

Десять рулонов – в одни руки!

Анекдот времён СССР:

- Можно ли считать «пятую точку» человека политически грамотной?

- Нет.

- Почему?

- Потому что она, хоть имеет два полушария, читает только обрывки газет.

Да, в СССР функции туалетной бумаги успешно выполняли обычные газеты. Граждан не смущала ни типографская краска, ни довольно плотная для таких целей бумага, ни даже тот факт, что в стране производили специально предназначенную для туалета бумагу. 

Первый опыт случился ещё в 1923 году, когда производство «сортирки» наладили в литовском городе Григишкес. Товар оказался невостребованным – пролетарии вполне свободно обходились и без этого «буржуйского» изобретения. И потому, перефразируя Булгакова, из-за разрухи в головах наблюдалась и разруха в клозетах.

Вторую атаку на советского потребителя попытались организовать позднее – в 1968 году. Тогда свёртки перфорированных листков начал стабильно стал выпускать Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат в Ленинградской области. Однако народ вновь решил, что тратить деньги на такое просто неразумно. Что это за товар, который сразу уходит в унитаз

Спасла ситуацию реклама. Ролики о достоинствах отечественной туалетной бумаги стали катать в кинотеатрах перед показом художественных фильмов. И дело пошло! Из залежалого товара бумага специального назначения быстро превратилась в дефицитный. За ней стали выстраиваться очереди, в которых граждане часто слышали фразу «По десять рулонов – в одни руки!». А счастливые обладатели заветных десяти рулонов гордо шествовали с покупкой, висящей ожерельем на шее, не считая это неловким. 

Кстати, в советских гостиницах для интуристов, как правило, применяли не отечественную, а импортную туалетную бумагу. Её привозили в Союз спецрейсами специально для иностранцев. 

Мягче, крепче, креативней!

Сегодня в мире ежегодно производится 30 млрд рулонов туалетной бумаги. Казалось бы, пользоваться этим изобретением могут все желающие. Однако желающих становится с каждым годом все меньше. Нет, мир не возвращается назад к газетам и лопухам! Просто огромная его часть – мусульманская – предпочитает туалетной бумаге омовение из кувшинчиков. 

Но производители гигиенического продукта не унывают. Их главная проблема – не мумсльмане, а конкуренты, в борьбе с которыми изготовители деликатного товара проявляют просто чудеса креативности. На туалетной бумаге печатают комиксы и целые романы (известно, что почитать в «кабинетах» любят многие!). Во время Второй мировой войны американцы даже напечатали на туалетной бумаге портреты ненавистного Гитлера, чтобы все желающие могли «отдать должное» главному фашисту. 

Современную рекламу туалетной бумаги можно отнести к самым креативным творениям копирайтеров и дизайнеров. Мягкость и качество продукта зачастую подчёркиваются с тонким юмором и нестандартными метафорами. Чего стоят только название «Удачный финиш» и слоган «Опережая желания!»?!..

И мы, покупатели, клюём на эти уловки, вновь и вновь подтверждая мысль доктора Булгакова о том, что истории, происходящие в клозетах, безусловно, начинаются у нас в головах.

Фото Freepik

Автор материала
author
Полянская Ольга