Перейти к основному содержанию

Подвиг первых хлебопашцев

Изображение с портала "Земля мастеров"

Сегодня самолёт переносит нас из Москвы в Иркутск за каких-нибудь пять часов. Современному человеку невероятно сложно представить, что означало «отправиться в Сибирь» для людей 16 века! Там, куда ехали первые переселенцы, была тысяча способов умереть и лишь один шанс выжить. Дикая, непроходимая тайга, звери и гнус, морозы, местные племена, зачастую настроенные против «белых людей» весьма недружелюбно… Никакой полёт в космос или кругосветное плавание не сравнится с подвигом первых «хлебопашцев», отправленных заселять Сибирь! 

В поисках земли и воли.

А началась эта многовековая история в точно такой же майский день, как сегодня. 29 мая 1590 года по указу царя Фёдора Иоанновича из Сольвычегодска Архангельской губернии первые 30 семей отправились за Урал. Что побудило этих людей бросить насиженные места и поехать в неизвестность?  Причины на то были и довольно убедительные. 

Во-первых, и этот мотив, наверное, был для хлебопашцев решающим, в Сибири не было крепостного права. А значит, любой, кто оказался за Уральским хребтом, автоматически становился вольным.

Но стать свободными – только полдела. Многие мечтали ещё и превратиться в людей состоятельных. После покорения Сибири казаками и разгрома армии Кучума войском Ермака Тимофеевича в Москву потянулись обозы с соболями и куницами. О том, что за Уралом находится  край несметных богатств, узнали все, от мала до велика.  Мечта о состоятельности казалась первым переселенцам реальной ещё и потому, что государство уже «на старте» обеспечивало их всем необходимым. 

В первых указах о переселенцах в Сибирь значилось:

«А у всякого человека было бы по три мерина добрых, да по три коровы, да по две козы, по три свиньи, да по пяти овец, да по двое гусей, да по пяти кур, да по двое утят, да на год хлеба, да соха со всем для пашни, да телеги, да всякая рухлядь, а на подмогу по 25 рублей каждому».

25 рублей для крепостного крестьянина были целым состоянием, а уж три коровы и собственные земельные наделы наверняка казались переселенцам гарантией сытой и безбедной жизни на новом месте. Кроме того, на первые несколько лет новоявленные сибиряки освобождались от всех податей, что тоже было немаловажно. 

От землянок и острогов – к теремам и городам.

Постепенно за крестьянами в Сибирь потянулись промысловики и торговцы. Селились русские на берегах Иртыша и Оби, затем стали продвигаться дальше – к Енисею. В 17 веке на карте Российской империи появились новые города, выросшие из острогов и поселений - Тюмень, Тобольск, Красноярск. В поисках новых мест русские поселенцы продвигали вверх по реке Лене, где в 1632 году был заложен острог, давший начало городу Якутску. Это был важнейший опорный пункт, необходимый для дальнейшего освоения северных и восточных территорий.

К концу 17 века в российской державе появилась даже новая правительственная структура — Сибирский приказ, который устанавливал порядок управления новыми территориями, выдвигал воевод, представлявших царскую власть на местах.

Постепенно, небольшими шагами Сибирь становилась частью России. Конечно, до строительства Транссиба земли эти всё равно были отрезаны от центральных областей страны огромными расстояниями и бездорожьем. Однако богатство страны начало «прирастать Сибирью» уже в 17 веке. А к середине века 19-го в восточных губерниях добывали большую часть российского золота и других полезных ископаемых. 

Современная Сибирь по-прежнему остаётся главной сокровищницей страны. Нефть, газ, уголь, цветные металлы, лес, золото и алмазы – всё это до сих пор поступает в «закрома Родины» из-за Урала. А начиналась великая эра несметных сибирских богатств с 30 крестьянских семей, собравших скромные пожитки, погрузивших их на телеги и отправившихся в неизвестность 29 мая 1590 года. Будем же им за это безмерно благодарны!

Ольга ПОЛЯНСКАЯ.