Иркутск в стиле JAZZ
Чем только не был джаз за сравнительно небольшую историю своего существования! И музыкой маргиналов, и оружием в политической борьбе, и увлечением советских диссидентов, и поводом для «статьи» и гонений… Среди музыкальных стилей джаз точно держится особняком: это не просто вид искусства, а явление социальное, объединяющее абсолютно разных людей. Возможно, истоки этого - в «чёрных» корнях джазовой музыки, придуманной мечтавшими о свободе рабами. Так или иначе, сегодня, 30 апреля, по указанию ЮНЕСКО (за что организации, конечно, огромное спасибо!) мы празднуем Всемирный День джаза. И лучший способ отметить дату – сходить на хороший концерт или просто послушать музыку в приятной компании. Тем более что с недавнего времени Иркутск стал одним из самых «джазовых» городов России и мира.
Весь этот джаз не про нас?
Ещё лет 20 назад в ответ на вопрос «Есть ли в Иркутске джаз?» меломаны скептически улыбались. Откуда? Считалось, что весь джаз в СССР и в годы перестройки заканчивался в Красноярске. В нашем городе в то время наблюдался если не полный «джазовый штиль», то уж точно не «буря в стиле свинг». «Музыка американских негров» пришла в Иркутск в начале 30-х годов прошлого века. Разумеется, это было не системно, а «точечно». И всё же из газетных статей того времени можно узнать, что на сцене Иргостеатра выступал джаз-банд, а в 1937 году наш город посетил звёздный в те времена чешский джаз-оркестр Отто Скутецкого. Это было важным событием для иркутских меломанов! В послевоенные годы, как свидетельствуют архивные записи, в городе работало сразу несколько вполне достойных джазовых коллективов: один из первых в Восточной Сибири джаз-оркестр при Иркутском радиокомитете и джазовый оркестр при клубе МВД им. Дзержинского. Несмотря на всесоюзную популярность джазовых коллективов Утёсова, Рознера и Цфасмана провинциальным музыкантам было непросто играть такую музыку. И главная причина состояла в отсутствии нот джазовых хитов. Источником информации для советских джазменов были иностранные фильмы и самодельные пластинки. Записи на рентгеновских снимках – так называемый «джаз на рёбрах» или «джаз на костях» - и помогали музыкантам знакомиться с западной музыкой и воспроизводить её на слух. Луи Армстронг, Глен Миллер, Дюк Эллингтон, Элла Фитцджеральд и другая оркестровая и сольная музыка пришли в СССР именно в таком виде. Кстати, такие пластинки были весьма недешёвым удовольствием: «джаз на костях» стоил от 25 до 40 рублей за штуку, а хватало такой пластинки на 3-4 прослушивания, после чего дорожки на ней стирались. Рассказывают, что аранжировки для джазового оркестра при клубе Дзержинского делал преподаватель физкультуры в институте иностранных языков Владимир Бялоус. Талантливый музыкант мог воспроизвести партитуру джазового шлягера, два-три раза посмотрев иностранный фильм в кинотеатре.
Джаз под куполом цирка.
В начале 50-х в Иркутске появляется первый большой джазовый оркестр. Организовал его Алексей Альмишев. Коллектив, в составе которого играло пять саксофонов, пять тромбонов, пять труб и так далее, так и назвали «Пять на пять». Оркестр почти два года радовал публику на разных площадках, а затем «прибился» к Иркутскому цирку, где в те годы выступали звёзды всесоюзного масштаба. Одна из них – известнейший иллюзионист Игорь Кио – даже заказала Альмишеву аранжировки для своих номеров. Музыка настолько понравилась фокуснику, что он гастролировал под неё не только в Иркутске, но и за рубежом. Поговаривают, что аранжировки Альмишева сохранились в цирке и по сей день.
Факультатив по джазу.
В середине 70-х годов джаз в СССР наконец-то решили не запрещать, а взять под контроль. И даже разрешили официально учиться играть эту музыку! В 20 музыкальных училищах страны были открыты эстрадно-джазовые отделения. Однако «джазовое счастье» миновало наш город, а посему иркутским преподавателям и студентам пришлось вводить обучение этому искусству в учебные программы в виде факультативов. В результате в дипломах выпускников появлялась запись: "Прошел факультативно эстрадно-джазовую специализацию".
Мы станем джазовой столице мира!
После перестройки иркутский джаз, как и многое другое, вырвался на свободу. По всей стране гремело название семейного ансамбля «Семь Симеонов», который, правда, в последствии из джаз-банды превратился в обычную группу и навеки запятнал свою репутацию.
В середине 90-х победителем детского телеконкурса «Утренняя звезда» стал проект иркутского педагога эстрадно-джазового отделения Аллы Фраткиной «Джаз-бэби», одним из четверых участников которого, кстати, стал сын Аллы Яковлевны – Виталий. Однако в корне ситуацию с джазом в Иркутске изменил, конечно же, «Доктор Джаз» и его бессменный руководитель Александр Филиппов. С 2001 года ансамбль с медицинским названием интенсивно лечит иркутян целительными импровизациями и тонизирующим свингом. Кстати, название взято не из воздуха: Александр вырос в семье врача-педиатра, а затем и сам получил медицинское образование, защитил кандидатскую и даже читал лекции в Иркутском медуниверситете.
Но это не спасло его от любви к джазу! А нам, благодаря этой страсти доктора Филиппова, достался ещё и потрясающий, удивительный, необыкновенный фестиваль «Джаз на Байкале», в число организаторов которого неизменно входит Продюсерский Центр Александра Филиппова.
Благодаря фестивалю с 2006 года в Иркутске выступило более 120 мировых звёзд джаза, в том числе Бенни Голсон, Шэйла Джордан, Нино Катамадзе, Давид Голощекин и, конечно, неизменный друг и один из амбассадоров «Джаза на Байкале» - известный российский музыкант Игорь Бутман. Ежегодные концерты фестиваля смогли посетить более 35 тысяч зрителей, и это не предел. Ведь джаз в Иркутске любят и понимают. Значит, сегодня у нас, леди&джентльмены, есть повод! В плей-листе – любимая музыка, рядом – любимые друзья... И да будет свинг!