На грани катастрофы: практически всё мелководье Байкала покрыла водоросль спирогира
Начинаем выпуск мы с сообщения региональных учёных о том, что практически всё мелководье Байкала покрыла водоросль спирогира. Наибольшая концентрация нитчатых ламинарий наблюдается в популярных местах отдыха, в районе турбаз и жилых домов. Откуда взялась зелёная напасть и как она влияет на экологию Байкала, узнаете в первом материале выпуска.
Нет, это не презентация нового вида газировки. Так выглядят образцы питьевой воды из скважин населённых пунктов вблизи Байкала. Отталкивающую находку недавно продемонстрировали учёные на Всероссийском водном конгрессе. В колбах вода с повышенным содержанием аммония, нитратов и фосфатов. В малой концентрации эти вещества полезны для флоры и фауны. Но от избытка химикатов обильно начинает распускаться водоросль спирогира. В последние годы своим зелёным покрывалом она устлала почти всё мелководье озера.
МИХАИЛ КОЛОБОВ, старший научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова:
«В прошлом году у нас вышла статья в докладах Российской академии наук, и она говорит о том, что водоросли, та же спирогира, берут питательные вещества из разных источников. И спирогира, которая живёт уже на глубине 5 метров, она питательные вещества берёт не те, что стекают с поверхности, а те, что поступают из глубины. Поэтому наши предположения, что те накопленные канализационные стоки, которые поступают в озеро, минуя поверхность, и мы о них можем не знать, они подтверждаются».
Регулярно канализацией пользуются порядка 120 тысяч человек, которые постоянно проживают на обоих берегах Байкала. Летом к ним добавляются туристы, которые оккупируют пляжи Малого моря, Ольхона и прочих популярных мест отдыха, зачастую оставляя на память о своём присутствии горы мусора. Такой точечный антропогенный фактор серьёзно влияет на ухудшающееся состояние Байкала. Но запрет на въезд туристов, по мнению специалистов, не возымеет должного эффекта, и даже наоборот, может привести к паломничеству отдыхающих дикарями. От этого уровень загрязнения может повыситься.
ЕЛЕНА ТВОРОГОВА, эколог:
«Есть понятие «регулирование турпотока», а регулирование производится на основе чёткого понимания, на какой участок Байкала сколько людей можно допускать. После этого уже мы можем думать и придумывать, а каким образом? Путёвки, специальные пропуска организовывать или ещё что. Или для людей, рвущихся на Байкал, предлагать какие-то потрясающе интересные маршруты, не связанные с Байкалом».
Неблагоприятная ситуация сложилась и в прибрежной зоне Большого Ушканьего острова, который раньше считался эталоном истинного Байкала. Там учёные также обнаружили наличие цианопрокариотов или пресловутых сине-зелёных водорослей. Если негативные тенденции сохранятся, то в будущем придётся бороться уже не за звание самой чистой пресной воды, а просто за то, чтобы воду вообще можно было употреблять.