Мыс Бурхан на Байкале закроют для туристов
Дороги, проложенные людьми, могут стать причиной разрушения памятника природы на Байкале. Речь идёт об Ольхонском мысе Бурхан со скалой Шаманка. С 1 июля этого года попасть на заповедную территорию будет затруднительно. О непростом решении закрыть доступ на мыс и о других человеческих проблемах озера далее в программе.
Дороги, проложенные людьми, могут стать причиной разрушения памятника природы на Байкале. Речь идёт об Ольхонском мысе Бурхан со скалой Шаманка. С 1 июля этого года попасть на заповедную территорию будет затруднительно. О непростом решении закрыть доступ на мыс и о других человеческих проблемах озера далее в программе.
Бурхан — главное буддистское божество Байкала и … главная его достопримечательность. Которую уже с 1 июля этого года для туристов закроют. Непростое решение — вынужденная мера экологов. Дело в том, что в сезон сюда приходят до полутора тысяч человек в день. И эта нагрузка для небольшого мыса практически непосильная. Туристы постепенно портят плодородный слой почвы, вытаптывают растения и разрушают саму скалу. Именно поэтому в прибайкальском нацпарке вместе с иркутскими экологами разработали план по защите памятника природы.
ДЕНИС БАНЩИКОВ, заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»: «На первоначальном этапе предполагается установка оградительных канатов, установка информационных стендов, территория памятника будет закрыта не вся, будет закрыта его северо-западная часть примерно на несколько десятков метров до столбов Сэргэ, будет можно передвигаться только по уже вытоптанным маршрутам, по тем участкам, где в последствии у нас предполагается обустройство».
Здесь планируют проложить тропы из природного камня и благоустроить территорию. А после завершения работ начнётся восстановление всех уничтоженных туристами зелёных насаждений.
Такая же рекультивация как воздух нужна и другой стороне Байкала напротив Ольхона — побережью Малого моря. Правда, здесь растения не просто вытоптали, их раскатали колёсами авто. В 2017 году экологи провели своего рода эксперимент, чтобы выяснить, какими именно способами можно максимально быстро вернуть Тажеранским степям прежний вид. И нашли ответы.
ЕЛЕНА ТВОРОГОВА, эколог: «Они у нас есть, мы готовы ими делиться, если появятся заинтересанты. Те же турбазы или какие- то другие владельцы земель. Потому что надо понимать, что провести рекультивацию в чистом поле практически нереально, потому что мы не сможем обеспечить безопасность этого участка».
Безопасность не только конкретных участков, но и всего побережья Байкала волнует не только экологов, но и других учёных. В институте географии российской академии наук провели исследование и выяснили. А какой вообще должна быть человеческая нагрузка на территории вокруг озера? Лимит — 6 человек на гектар. Но оказалось, что под нагрузкой надо понимать не только влияние на почву или воду.
ОКСАНА ЕВСТРОПЬЕВА, старший научный сотрудник Института географии СО РАН: «Локальные сообщества небольшие, и большой поток туристов, часто превышающий численность населения, которая на острове проживает, и они, вот эти сообщества испытывают очень серьёзные нагрузки, мы эту картину видим на острове Ольхон».
Выходом из ситуации учёные предлагаю банальное перераспределение. Ведь вокруг Байкала есть масса очень привлекательных, но совершенно не обустроенных мест. Их освоение поможет не только снять нагрузку с побережья, но и, возможно, создать совершенно новые виды активного отдыха.