Эксперимент "Новостей по будням": обсчитывают ли пассажиров в общественном транспорте Иркутска?
Испытывают ли проблемы с зарплатой водители общественного транспорта, сказать однозначно сложно. Хотя дефицита в пассажирах и стабильном поступлении средств они явно не испытывают и даже иногда умудряются обсчитать клиентов. На это нам пожаловалось сразу несколько иркутян. Но действительно ли это регулярное для областной столицы явление, сегодня разбирался Павел Жолудев.
Испытывают ли проблемы с зарплатой водители общественного транспорта, сказать однозначно сложно. Хотя дефицита в пассажирах и стабильном поступлении средств они явно не испытывают и даже иногда умудряются обсчитать клиентов. На это нам пожаловалось сразу несколько иркутян. Но действительно ли это регулярное для областной столицы явление, сегодня разбирался Павел Жолудев.
ПАВЕЛ ЖОЛУДЕВ, корреспондент: «Считаете ли вы сдачу? Ещё пару лет назад большинство людей на этот вопрос ответили бы утвердительно. Но сейчас в эпоху банковских карт и возможности расплатиться за покупку с помощью мобильного телефона такая надобность постепенно отпадает. Но не везде. Я про общественный транспорт. Да, в трамваях, автобусах и троллейбусах всё ещё преобладает наличный расчёт. А вот насколько честны водители и кондукторы по отношению к своим пассажирам, мы сегодня и проверим».
В первую очередь проверим трамваи. Здесь при желании ещё и картой можно расплатиться. Это, безусловно, удобнее и безопаснее, ведь шансов обмануть пассажира такой способ практически не оставляет. Но наша цель проверить честность кондукторов, поэтому используем наличку. Захожу, занимаю место, жду. Протягиваю женщине в спецодежде сто рублей, чтобы сдачи было больше, и демонстративно отворачиваю лицо. Но всё прошло, как и должно, гладко. На руках у меня 85 рублей. Со спокойной душой можно насладиться поездкой.
ПАВЕЛ ЖОЛУДЕВ, корреспондент: «Поездку в иркутских трамваях можно считать разминкой нашего эксперимента, ведь впереди у нас общественный транспорт посерьезнее, а именное частные маршрутки города».
Выбираю первый попавшийся автобус. В этом виде транспорта оплата картой так и не прижилась. То ли людям неудобно, то ли водителям. Поэтому, если наличных нет, придётся выкручиваться. Ещё одно отличие от электротранспорта - в маршрутках стоимость проезда иная, и порой люди путаются, какая и где должна быть сдача. Но только не мы. 100 рублёвая купюра заготовлена, пробуем.
ПАВЕЛ ЖОЛУДЕВ, корреспондент: «Если честно, в какой-то момент я даже забыл, что провожу эксперимент. Просто водитель автобуса порой закладывал такие виражи, что даже я, человек с крепким вестибулярным аппаратам! не всегда понимал, где я нахожусь. Ну, а со сдачей всё в порядке: дал 100, получил 80».
Отправляюсь в следующий автобус. Здесь по окончании поездки расплатиться я решил быстро, будто бы тороплюсь. Но у шофёра всё было схвачено. Выдал мне заготовленные заранее 80 рублей. Правда зачем-то просигналил вслед. Может, традиция.
Чтобы разнообразить эксперимент, я решаю остаток пути преодолеть на троллейбусе. Но не тут-то было. Оказывается, дождаться их в Иркутске - та ещё задачка. Как итог, 40 минут на морозе, и вот он... единственный за это время троллейбус. Правда едет он в депо, ну а мне туда совсем не надо. Пришлось опять садиться в автобус. И вновь при выходе водитель оказался аккуратен и точен.
ПАВЕЛ ЖОЛУДЕВ, корреспондент: «Справедливости ради стоит сказать, никто из водителей и кондукторов общественного транспорта в Иркутске меня сегодня не обманул. Но я всё равно недоволен. Хотите знать почему? Вот это результат пяти поездок на общественном транспорте в Иркутске. Эта горка даже в ладони у меня не умещается. И если это не аргумент для того, чтобы ввести в общественном транспорте областного центра безналичный расчёт, то аргументов у меня больше нет».