День, когда пришла большая вода, или Водный армагеддон Тулуна...
Наводнение в Тулуне началось в прошлую пятницу. Буквально за несколько часов вода поднялась настолько, что затопило практически весь частный сектор. А это более тысячи домов. Все выходные в городе работала наша съёмочная группа. Невыдуманные истории о героях и пострадавших расскажем прямо сейчас.
Наводнение в Тулуне началось в прошлую пятницу. Буквально за несколько часов вода поднялась настолько, что затопило практически весь частный сектор. А это более тысячи домов. Все выходные в городе работала наша съёмочная группа. Невыдуманные истории о героях и пострадавших расскажем прямо сейчас.
- Ну, вот он, уже плывёт сейчас. 43 дом был. Всё. Витин дом поплыл.
Теперь у Виктора нет дома. Также как у Сергея, Ивана, Ольги и сотен других жителей Тулуна. Ночь на субботу в городе запомнят навсегда. Те, кого наводнение чудом обошло стороной, организовывают у себя приюты. В квартире Елены Ивановны на 35 квадратных метрах ютятся 11 человек. Дети спят, взрослые на кухне. Чай уже давно остыл. В отличие от споров: обсуждают, как выехать из затопленного города?
Половина пятого утра. Над городом три вертолёта Ми-8. Ищут пострадавших. К некоторым домам добраться по воде невозможно.
На этой лодке четыре человека. Бабушка с дедом, их сын и внук. Дом покинули в спешке. Успели забрать документы, тёплые вещи и собаку. Всю ночь провели на крохотном участке суши. Звали на помощь, кричали, светили фонариками.
- Мы с набережной реки хотели уехать на машине. Мы на машине стояли вот там. Там просто полметра осталось.
Когда семью забрали с острова, спасительный клочок суши скрылся под водой. В городе затоплена большая часть частного сектора. Но мобильная связь работает. Мы не знаем, как зовут этого мужчину с телефоном. Минуту назад он узнал, что дома у него больше нет… уплыл. Вода сорвала его с фундамента. И таких историй десятки.
Порой дома плывут с людьми на крышах. Оказавшихся в такой ловушке эвакуируют спасатели. Помогают в спасоперации и местные жители. Раз за разом на своих лодках они вывозят людей из водного плена. Дорога каждая минута...
- Сколько рейсов за сутки сделали?
- Ой, мы работали на Казачке. Там спасали. Не до разговоров сейчас.
Не до разговоров сейчас и пострадавшим. Их сотни. Женщин, детей и пенсионеров сразу же отвозят в пункты временного пребывания.
А вот в районе под названием Шахты возможности уехать в пункты временного размещения нет. В 9 утра этот частный сектор был отрезан водой от большой земли. У 85-летней бабушки и её дочери унесло дом. Сейчас они просто сидят на остановке. Пьют парацетамол и корвалол.
- Потерпи моя хорошая, подожди.
Чтобы разместить женщин, Елена Зуева объездила все местные социальные учреждения. Больницу, клуб, детский сад. Дозвонилась даже до мэра города. В администрации просто не знали, что людям некуда идти.
ЕЛЕНА ЗУЕВА, жительница Тулуна: "Есть у нас микрорайон, там организовывают людей. Там спорткомплекс. А здесь никто ничего не организовал, пока сами не взялись".
Сам вызвался помочь людям и Алексей. Вот уже 12 часов на своей лодке он вывозит пострадавших. За это время он видел многое. Погибших животных, оборванные линии электропередач. Также на глазах мужчины в городе появился новый остров. Из жилых домов.
- Ну, вчера довольно-таки много их плыло. Они все ушли туда, в сторону моста, и там образовался затор из них. Кто под мостом, а кто прям вдоль моста, нахлобучило и они там…
Сколько домов в этом заторе? 20, 50, 100? Ответа ни у кого нет. Посчитать ущерб пока невозможно. Нужно дождаться снижения уровня реки. Субботним днём в городе вместо общественного транспорта по дорогам плавает рыба. Под водой - котельная, автовокзал, несколько школ. До этого образовательного учреждения стихия не добралась. К вечеру сюда съехались более 1000 пострадавших. У людей нет элементарного.
- Ту гуманитарную катастрофу, которая развернулась сейчас в Тулуне, лучше всего описывают вот эти две коробки. Здесь алюминиевые ложки и алюминиевые тарелки, взятые ещё, наверное, со складов СССР. Тем не менее, у людей ничего нет. Поэтому приходят сюда и получают хоть что-то.
Столовая организована в классе русского языка. На раздаче - школьный повар и учительница.
- Вот рыбка. Там тефтели у них. Хинкали. Чай.
Огромные очереди не только в школе. В городских магазинах люди скупают крупы, соль, сахар. С прилавков стремительно исчезает вода. Оставшиеся заправки берут штурмом и автомобилисты. Отдельная колонка для тех, кто отвозит бензин к аэролодкам.
Всего сутки понадобились стихии, чтобы уничтожить большую часть 40-тысячного города. Впереди - долгие месяцы разбора завалов, постройки новых домов. Сегодня же с уверенностью можно сказать лишь одно. Тулун уже никогда не будет прежним.