Почему новый аэропорт Иркутска до сих пор пока только в планах?
Подписи собрали и депутаты Заксобрания региона. Накануне парламентарии проголосовали за создание специальной комиссии, которой предстоит выяснить, почему новый аэропорт Иркутска - пока только в планах, причём с отдалённой перспективой. О прерванном полёте одного из самых амбициозных проектов - в нашем материале.
Подписи собрали и депутаты Заксобрания региона. Накануне парламентарии проголосовали за создание специальной комиссии, которой предстоит выяснить, почему новый аэропорт Иркутска - пока только в планах, причём с отдалённой перспективой. О прерванном полёте одного из самых амбициозных проектов - в нашем материале.
То, что для пассажира, всего лишь красивая картинка, для пилотов и наземных служб - нелегкая работа. Иркутский аэропорт практически единственный в своем классе авиаузел страны. Он расположен в черте города. Но уникальность обернулась боком. Воздушная гавань региона не может на полную мощность использовать свой потенциал.
АЛЕКСЕЙ КУЛИКОВ, директор Иркутского аэропорта 2000-2007 гг.: "Ограничения связаны с взлётом на город, в первую очередь это для грузовых самолётов. Естественно, это сказывалось на развитии аэропорта, потому что авиакомпании предпочитали летать через те аэропорты, где отсутствуют такие ограничения. Особенно транзитные авиакомпании. Безусловно, для территории это определённые проблемы".
Рецепт решения проблемы федеральное правительство предложило в 2014 - перенести авиаузел за город. Юридически это выглядит так: аэропорт передаётся в областную собственность. Региональные власти получают солидную субсидию из госбюджета, находят площадку, инвесторов, в итоге Прибайкалье получает современный воздушный терминал. Решение оформлено указом президента.
Но пока задуманное не реализовано. И это, по мнению депутатов Законодательного Собрания региона, повод для детальной проверки. Накануне большинство в областном парламенте проголосовало за создание комиссии, которая выяснит, почему за 5 лет не получено реального результата. Свои доводы инициаторы изложили в документе, который озвучили на сессии Заксобрания.
ВАСИЛИЙ ТРУФАНОВ, депутат ЗС Иркутской области: "Правительство Иркутской области не исполняет обязательств, взятых перед Министерством транспорта РФ, Федеральным агентством воздушного транспорта, не обеспечивает неукоснительное исполнение Указа Президента РФ №833 от 31.12.2014 года, что влечёт за собой возможность срыва строительства нового аэропортного комплекса города Иркутска".
Возможность срыва выражается в конкретных цифрах. 24 миллиарда рублей, уже однажды выделенных области из федерального бюджета, вернулись в государственную казну. Их попросту не использовали. Попытку областного правительства в 2016 назначить подрядчиком компанию "Новапорт" антимонопольная служба заблокировала. По мнению ФАС, процедуру провели с нарушениями закона, так как не был проведён конкурс . В то же время Пермь и Красноярск, отыграв тендеры, не только выполнили условия федерального центра, но и получили миллиарды рублей на строительство аэропортов и на развитие регионов. На создание инфраструктуру и рабочих мест.
АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ, вице-спикер ЗС Иркутской области: "Большинство из тех, кому выделялись деньги, построило аэропорты. Если бы вся эта "кривая" схема шла через обычный конкурс, ни у кого возражений не было".
Чтобы не осталось вопросов и выполнить указ президента, и была назначена депутатская комиссия. В её состав войдут по два представителя от каждой фракции. Заключение комиссии должно быть готово к следующей сессии. Это станет основой для принятия дальнейших решений. Кстати, шансы на то, что в Прибайкалье появится современный авиаузел, есть. В 2021 году стартует новая федеральная программа, по ней регион сможет получить 23 миллиарда рублей. При этом общие вложения составят почти 60 миллиардов.