Лигнин предлагается использовать для производства асфальта

Гибель от воздействия химии весьма вероятна. На территории региона масса опасных производств. Но, оказывается, существуют способы не только обезопасить промышленные отходы, но и применять их с пользой. Например, при производстве асфальта. Об одном таком эксперименте иркутских учёных наш следующий материал.

Лигнин предлагается использовать для производства асфальта

Гибель от воздействия химии весьма вероятна. На территории региона масса опасных производств. Но, оказывается, существуют способы не только обезопасить промышленные отходы, но и применять их с пользой. Например, при производстве асфальта. Об одном таком эксперименте иркутских учёных наш следующий материал.

Кадр для истории! Сегодняшний день может стать знаковым для дорожников и экологов Иркутской области. Им представили результаты лабораторных исследований, как сделать производство асфальтовой смеси дешевле, при этом использовать промышленные отходы. Речь о ЛИГНИНЕ. Этого побочного продукта переработки древесного или растительного сырья в регионе предостаточно! Обычно его просто захоранивают. Но если высушить и обработать, то он вполне может заменить минеральный порошок, обязательный компонент всех видов асфальта. Испытания показали: местный лигнин вполне подходит для наших климатических условий.

НИКОЛАЙ ПОЛОНОВ, автор экспериментальной технологии: «Такие смеси стабильны при различных температурах эксплуатации. Что, в принципе, позволяет нам сделать вывод о том, что, находясь в режиме эксплуатации при отрицательных температурах, такие смеси будут испытывать меньшее количество внутренних напряжений. Соответственно, и срок службы такого покрытия будет дольше».

Вреда от такого покрытия, по мнению химиков, ждать не стоит. Более того, в составе асфальта лигнин гораздо безопаснее, чем при хранении на шламовых полях или в грунтовых картах. Как, например, в Байкальске

РОМАН ЖИТОВ, научный сотрудник, доцент химического факультета ИГУ: «Сам по себе лигнин не токсичен. Токсичны продукты его горения. Он, когда в больших объёмах, склонен к горению и горит на больших глубинах. Долго, с выделением большого количества тепла. Вот в этой ситуации он опасен. В асфальтобетоне это безопасно. И довольно эффективно. Использование гидролизного лигнина можно назвать сложившейся мировой практикой».

Практика одного из крупных дорожных предприятий региона показала: лигнин дешевле минерального порошка как минимум в 2 раза. Экономия за год составит почти 50 миллионов рублей. Увы, не каждый лигнин подойдёт.

НИКОЛАЙ ПОЛОНОВ, автор экспериментальной технологии: «Материал тулунского комбината сыпучий, а байкальского пастообразный, то есть при высыхании он агрегатируется в большие прочные куски. Очень тяжело, я думаю, будет с процессом помола».

Поэтому в процессе обезвреживания отходов бывшего БЦБК дорожники вряд ли поучаствуют. Хотя исследования на этот счёт продолжаются. И здесь уже предложено около 100 способов утилизации шлам-лигнина. По последним данным, 25 из них проходят квалифицированную проверку. В том числе на один из главных факторов: время исполнения.

ЮЛИЯ САЕНКО, судебный эксперт по вопросам землеустройства и экологии: «При выборе технологии сложности добавляют геологические особенности данной территории, а именно угроза схода селевых потоков с горных рек Слюдянского района. Мы должны понимать, что времени у нас, возможно, не так уж много».

Сколько времени потребуется на запуск производства асфальта с лигнином, не известно. Ясно только одно: тот, кто воспользуется технологией, существенно сэкономит. В деньгах, но не качестве дорог и прибайкальской экологии.