Санкции против РУСАЛа. Ждать ли закрытия заводов в Иркутской области?
Одна из центральных тем для обсуждения последних месяцев - санкции. Очередное решение США поставило под угрозу существование алюминиевой промышленности в стране и в Иркутской области в частности. Следствием этого может оказаться сокращение специалистов, рост цен на продукты и даже умирание отдельных моногородов. Есть ли выход из ситуации, к чему имеет смысл готовиться, узнаете из следующего материала.
Одна из центральных тем для обсуждения последних месяцев - санкции. Очередное решение США поставило под угрозу существование алюминиевой промышленности в стране и в Иркутской области в частности. Следствием этого может оказаться сокращение специалистов, рост цен на продукты и даже умирание отдельных моногородов. Есть ли выход из ситуации, к чему имеет смысл готовиться, узнаете из следующего материала.
В печи рождается не только металл, но ещё деньги и рабочие места. Ежедневно во всём мире производится 175 тысяч тонн первичного алюминия. 6 процентов от этого числа приходится на Россию. Это второй показатель в мире после Китая. Наш регион один из лидеров страны по выработке крылатого металла. Но два месяца назад все перспективы развития были перечеркнуты одним единственным решением - санкциями США против компании РУСАЛ. Что кроется за решением Дональда Трампа и его администрации, сейчас обсуждают и политологи, и экономисты.
ОЛЕГ ДАНИЛИН, экономист: «Отрасль металлургии очень энергоёмкая и трудоёмкая, и фактически её создавали весь прошлый век. Я думаю, что такие скачки, которые сегодня инициируются из США, - это в первую очередь желание Трампа вернуть алюминиевую промышленность в США. Идёт достаточно серьёзная конкурентная борьба за право, кто будет завтра получать деньги, в том числе и большие деньги».
Введённые санкции автоматически оставляют Иркутскую область как главного экспортёра страны без крупнейших рынков сбыта: японского, европейского и собственно американского. Десятки мировых компаний на такое решение отреагировали крайне негативно, ведь им придётся искать новых поставщиков и, вероятно, уже по другой цене.
ПАВЕЛ ЖОЛУДЕВ, корреспондент: «Важность алюминия для бизнеса и, конечно, для человеческой жизни сложно переоценить. Благодаря своей прочности и легкости этот металл окружает нас везде: в конструкциях зданий, в которых мы живем и работаем, в машинах, на которых мы передвигаемся, в посуде, из которой мы едим, даже в мобильных телефонах, которые мы не выпускаем из рук».
За санкционным решением Белого дома уже последовал рост стоимости металла почти на 20 процентов. Следующим шагом станет удорожание всей производной продукции из крылатого металла. В Иркутской области пока паники не наблюдается. На алюминиевых предприятиях региона ИРКАЗЕ и БРАЗЕ, несмотря на слухи о сокращениях штата, затишье, но политологи сходятся во мнении, что это затишье перед бурей.
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВ, политолог: «Мы это почувствуем очень просто. Мы придём в магазин, а там всё будет совсем по-другому. Этикетки будут переписывать буквально на наших глазах. Либо, например, если на каком-то производстве работало 50 человек, может, завтра их будет 45, а послезавтра 43. И 5-7 человек останется без работы. То есть этим людям нечего будет нести домой, не с чем ни в какой магазин не зайти».
Спасти индустрию может развитие перерабатывающей отрасли внутри страны. О перспективах создания инновационных кластеров и переориентировании на внутренний рынок ещё в апреле заявил зампред правительства России Аркадий Дворкович. Но займет это по самым скромным подсчётам 7 лет. Чем заполнить образовавшийся вакуум на это время, пока мало понятно. У иркутских учёных есть проекты, способные стать альтернативой. Но пока это лишь идеи, которые требуют опять же немало времени на реализацию, времени, которого почти уже нет.
МИХАИЛ КОРНЯКОВ, ректор ИРНИТУ: «Наши учёные готовы поучаствовать в таких проектах, как создание определённых сплавов для наших местных заводов. Это позволило бы использовать их для 3D печати алюминиевых деталей, поскольку это направление у нас очень сильно развивается. Мы сейчас все знаем, что наша железная дорога заинтересована в снижении массы подвижного состава, в принципе есть предложения и идеи, чтобы делать те же цистерны для железных дорог из алюминиевого профиля».
Будущее этих проектов пока туманно. Но, что значимей, туманно будущее более 6 тысяч сотрудников алюминиевых предприятий региона и всех зависящих от них людей. Сейчас министерство финансов США отсрочило окончательное вступление в силу санкций против РУСАЛА до октября этого года. Эксперты считают, что американцам эти месяцы необходимы, чтобы найти новых поставщиков алюминия. Очевидно, что и для нас это время станет определяющим на годы вперед.