Уроки лавины

Обильные осадки в горах могут стать причиной схода лавины. В нашем регионе опасные места расположены в безлюдных территориях, тем не менее и там могут пострадать люди. Чтобы быстрее оказать помощь, а в идеале вообще не допустить схода лавин, спасатели начали курс обучения. Подробности в сюжете Екатерины Галеевой.

Уроки лавины

Обильные осадки в горах могут стать причиной схода лавины. В нашем регионе опасные места расположены в безлюдных территориях, тем не менее и там могут пострадать люди. Чтобы быстрее оказать помощь, а в идеале вообще не допустить схода лавин, спасатели начали курс обучения. Подробности в сюжете Екатерины Галеевой.

На экране учебный фильм о сходе лавины. Его смотрят спасатели Байкальского поисково-спасательного отряда, задача которых - помогать пострадавшим. В нашей области объявлена лавиноопасная ситуация. В считанные минуты десятки тысяч тонн снега могут сойти с гор. Начальник поисково-спасательной службы Виктор Гулевич демонстрирует новое оборудование. Снежные лопаты, лавинные зонды и датчики, иметь которые нужно и тем, кто просто отправляется в горы.

  • Первые пятнадцать минут - это время, когда у человека есть шанс быть откопанным живым, если его сразу не убила лавина и он не получил смертельных травм. Только 15 минут! Люди, которые находятся рядышком с лавинным инцидентом, могут это сделать быстро, - говорит Виктор Гулевич, начальник поисково-спасательной службы ФГКУ Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России.

При помощи двухметрового зонда спасатели ищут засыпанных людей. Погружать его в снег приходятся через каждые тридцать сантиметров в районе места, где нашли вещи пострадавших. Как только зонд натыкается на что-нибудь твёрдое, спасатели начинают копать. Спровоцировать сход лавины несложно. Например, в 2006 году французские лыжники решили покататься на Байкале. С вертолёта они спрыгнули на гребень горы на лыжах. От толчка огромная снежная масса пошла вниз. Два человека погибло. Поэтому прежде чем отправиться в горы, спасатели рекомендуют выяснять лавинную ситуацию. Но если людям в опасные участки можно не заходить, то защитить здания и сооружения сложно.

Опасность попасть под лавину существует и на железной дороге. Некоторые участки БАМа и КБЖД проходят как раз среди гор. И даже если на поезд и не сойдёт лавина, он может врезаться в засыпанные снегом участки.

Такой случай произошёл в марте прошлого года на БАМе. Тогда никто не пострадал. Но нередко лавины сбивают с путей тяжёлые грузовые поезда. Именно поэтому лавиноопасные места обстреливают из пушек и вызывают сход снега. Но это делают только в районе железных дорог, в остальных же местах туристам приходится надеяться только на свою осторожность.