Вопрос запуска БЦБК должен решиться до наступления холодов

Окончательное решение по БЦБК необходимо принять, пока не наступили холода. Особенность работы очистных сооружений такова, что подготовить их к запуску можно лишь в тёплое время года. В целом на возобновление производства в полном объёме комбинату потребуется минимальное время.

Вопрос запуска БЦБК должен решиться до наступления холодов

Окончательное решение по БЦБК необходимо принять, пока не наступили холода. Особенность работы очистных сооружений такова, что подготовить их к запуску можно лишь в тёплое время года. В целом на возобновление производства в полном объёме комбинату потребуется минимальное время.

Сейчас мы находимся в сушильном цехе Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Раньше здесь работало более 150 человек. Но производство беленой целлюлозы стало невозможно, т. к. экологи потребовали, чтобы комбинат перешёл на замкнутый водооборот. Это сделало предприятие просто нерентабельным. В октябре 2008 года предприятие пришлось закрыть, теперь здесь стоит просто гробовая тишина.

Но жизнь на комбинате всё-таки есть. Андрей Лихванов по-прежнему ходит на работу. Правда, до закрытия БЦБК он был штатным электромонтёром, теперь выполняет общественные работы. Вручную каждый день по пять часов реанимирует оборудование, чтобы в любое время его можно было запустить в работу. Обязанности стали привычными, но к новой обстановке Андрей привыкнуть не может до сих пор.

-Раньше было шумно, жарко. Сейчас царит тишина. Ощущение совершенно не то, - говорит электромонтёр Андрей Лиханов.

Не те ощущения и у старшего диспетчера комбината Игоря Толстоброва. Диспетчерскую раньше называли мозговым центром комбината, и именно здесь лучше всех знают, в какой очерёдности должно быть вновь запущено оборудование. Сейчас подсчитывают, сколько на это потребуется материалов и людей, и точно знают, времени на это уйдет немного - три месяца.

- Запустить комбинат - это вполне реально, это вполне работоспособное предприятие. Запустить его даже необходимо. Даже экологи говорят, очистные сооружения наносят меньше вреда, если предприятие работает. Чем если оно остановлено, как в данный момент, - говорит Игорь Толстобров, старший диспетчер БЦБК.

Очистные сооружения на БЦБК одни из самых уникальных в мире: обеспечивают очистку сточных вод на 96%. И сейчас очистные - самый требовательный объект. Главная их составляющая - ил, его по технологии необходимо восстановить до наступления холодов.

- Для того чтобы после остановки предприятия с октября 2008 года запустить их, нужно три месяца: требуется восстановить трудоспособность ила и вернуть персонал на свои рабочие места, - говорит Николай Ёлгин, заместитель генерального директора по охране труда, промышленной и экологической безопасности БЦБК.

Уверенность в том, что люди вернутся, стопроцентная. Более полутора тысяч бывших сотрудников - это узкие специалисты: бельщики, аппаратчики, сушильщики. Большинству из них уже за сорок. Начать жизнь с нуля и найти новую, достойную работу почти нереально. А у всех семьи и дети.

- Нам запуск комбината нужен в любом варианте, очень необходим и нужен, в этом я убеждаюсь с каждым днём на протяжение 8-9 месяцев, сколько стоит комбинат. Когда мы претерпели столько драматических ситуаций в нашем городе - это митинги, забастовки, голодовки, - я убедился, насколько важно, чтобы человек трудился, как важно, чтобы человек получал зарплату, - говорит Валерий Пинтаев, глава городского поселения Байкальск.

Сейчас власти всех уровней обсуждают срок, на который запустят БЦБК. Пока речь идёт о двух-трёх годах, но для жителей Байкальска в условиях сложного экономического кризиса даже такой срок является спасительным. Это значит, что в городе вновь появятся рабочие места и люди вновь, как и прежде, обретут долгожданную стабильность.