Иркутские экологи обвинили строителей нефтепровода "восточная сибирь -дальний восток" в нарушении закона
Полтора месяца назад они рассказали иркутским журналистам о вопииющих нарушениях, допущенных "Транснефтью" при строительстве трубы. На государственной экологической экспертизе "Транснефть" защитила один проект, а на деле реализовывать взялась другой. Это удешевляло стоимость проекта для нефтяников, но увеличивало риск для Байкала. И вновь дело приняло неожиданный оборот.
Полтора месяца назад они рассказали иркутским журналистам о вопииющих нарушениях, допущенных "Транснефтью" при строительстве трубы. На государственной экологической экспертизе "Транснефть" защитила один проект, а на деле реализовывать взялась другой. Это удешевляло стоимость проекта для нефтяников, но увеличивало риск для Байкала. И вновь дело приняло неожиданный оборот.
Приход "Транснефти" на север Байкала напоминал хорошо организованный военный захват. Пришли, закрепились и установили свои правила. При этом проект строительства нефтепровода, утвержденный на государственной экологической экспертизе, со временем претерпел существенные изменения. Такие, которые местных экологов заставили схватиться за голову. Вот так выглядел проект после одобрения на госкомиссии - труба должна была пройти в ста пятидесяти километрах севернее Байкала. А после начала изыскательских работ кое-где просеки рубят буквально в двух километрах от озера. Марина Рихванова, со-председатель общественной организации "Байкальская экологическая волна": "Положительное заключение получил один проект, с которым мы тоже не согласны. А "Транснефть" проводит изыскания совсем по другому проекту. Но она, конечно, не сама делает, а нанимает организации. И мы сейчас хотим добиться, чтобы не стрелочник отвечал, а сама "Транснефть".
Проект строительства нефтепровода с самого начала одобряло только правительство. Прогноз иркутских ученых, наоборот, был крайне неблагоприятный. По поручению "Транснефти" иркутский институт Земной коры провел на севере Байкала несколько исследований, составил точнейшую карту самых опасных мест и разломов. Результаты изучений отправили в Москву. Впрочем, на этом сотрудничество нефтепромышленников с учеными и закончилось. Валерий Имаев, ведущий научный сотрудник института Земной коры СО РАН: "В этом районе вероятность того, что могут возникнуть достаточно сильные землетрясения, достаточно высока. Это одна из самых активных внутриконтинентальных зон Земли - Байкальская зона. В ней продуцируются структуры, в которых могут возникнуть землетрясения высокой балльности. Естественно, это должно быть учтено".
Так бы и продолжала "Транснефть" изыскательские работы, несмотря на критику ученых. Однако экологи сдаваться не собирались. И вот в Хабаровском крае прошло заседание краевого суда, на котором было принято радикальное решение. Признать результаты государственной экологической экспертизы не законными. Все проектно-изыскательские работы велели приостановить. В общем, строительство трубы "Транснефти" оказалось вне закона. Общественность в лице экологов и ученых одержала победу. Впрочем, вряд ли правительство откажется от реализации проекта совсем, ведь строительство нефтепровода из Тайшета на Дальний Восток - часть государственного экономического развития до 2008 года.