Навстречу муниципальным округам
Что ждёт субъекты после муниципальной реформы
В России полным ходом идёт муниципальная реформа по переходу на одноуровневую систему местного самоуправления. Некоторые субъекты Российской Федерации уже совершили такой переход (например, Магаданская и Кемеровская области), некоторые субъекты Российской Федерации – находятся в активной фазе такого перехода (например, Омская область и Забайкальский край).
В Иркутской области муниципальная реформа только началась. Так, с 1 января 2024 года в Иркутской области образован Чунский муниципальный округ, а с 1 мая 2024 года – Усть-Илимский муниципальный округ. До конца года планируется образование еще трёх муниципальных округов – Балаганского, Заларинского, Жигаловского.
Итак, что же такое муниципальный округ и в чем его отличие от существующих муниципальных районов? С одной стороны, может показаться, что меняется только название (Чунский район – Чунский округ). Однако принципиальное отличие муниципального района от муниципального округа кроется в его внутренней структуре.
Сейчас местное самоуправление организовано как на уровне поселений (первый уровень), так и на уровне муниципальных районов (второй уровень). Это означает, что на каждом из этих уровней есть свои органы (сельский глава, сельская дума – мэр района, районная дума), свой бюджет, свои налоги, своё имущество и т.д. Муниципальный же округ – это одноуровневая система местного самоуправления, которая не предполагает наличие самостоятельных муниципальных образования в своем составе. Территории бывших сельских и городских поселений переходят под единое управление в рамках муниципального округа.
Нужно понимать, что одноуровневая система местного самоуправления – это далеко не новая модель организации местной власти. Похожая модель всегда существовала в крупных городах Иркутск, Братск, Усолье-Сибирское, наделённых статусом городского округа. Кроме того, многие помнят, что до принятия закона о местном самоуправлении 2003 года муниципальная власть существовала только на уровне крупных городов и районов.
Поэтому в преддверии образования муниципальных округов в Иркутской области хотелось бы остановиться на наиболее простых для обывателя вопросах.
Обязаны ли муниципальные образования переходить на систему муниципальных округов?
Если ответить просто – то не обязаны. Происходящая сейчас реформа местного самоуправления осуществляется на основании действующего закона о местном самоуправлении 2003 года. Это означает, что переход на муниципальные округа – это исключительно желание самих муниципальных образований (преобразование в добровольном инициативном порядке). Однако в случае принятия нового закона о местном самоуправлении переход на муниципальные округа приобретёт массовый и обязательный характер (именно такой сценарий заложен в первоначальной редакции данного законопроекта).
Поэтому до принятия нового закона преобразование в муниципальные округа – это право муниципальных образований, однако с принятием такого закона – это станет прямой обязанностью.
Что будет с сёлами и посёлками?
Они никуда не исчезнут, продолжат свое существование, но уже без статуса самостоятельного муниципального образования.
Что будет с муниципальными организациями и муниципальным имуществом поселений?
Многие муниципальные организации (например, школы и детские сады) всегда находились в ведении районных органов власти, поэтому тут ничего не поменяется. Однако имущество сельских и городских поселений в порядке правопреемства перейдёт в ведение муниципального округа.
Что будет с сельской думой и депутатами?
Сельская дума, как орган местного самоуправления, перестанет существовать; выборы депутатов в такую думу проводиться не будут. При этом за жителями будет сохранена возможность избирать депутатов окружной (бывшей районной) думы.
Что будет с главами сельских и городских поселений?
Это один из наиболее острых вопросов. Отсутствие внятных ответов на данный вопрос во многом тормозит реализацию муниципальной реформы. Однако тут необходимо обратить внимание на один важный момент.
Действующий закон о местном самоуправлении 2003 года предусматривает создание территориальных подразделений (органов) местной администрации, т.н. территориальные администрации. Примерами таких органов являются комитеты по управлению административными округами администрации г. Иркутска. Поэтому действующее законодательство позволяет создавать территориальные администрации в сельских и городских населённых пунктах в качестве структурного подразделения администрации муниципального округа. Соответственно, глава такой территориальной администрации, как и все иные муниципальные служащие, назначается на должность главой муниципального округа.
Однако в случае принятия нового закона о местном самоуправлении структура управления отдельной территорией муниципального округа может быть другой. Так, например, проект нового закона о местном самоуправлении предусматривает муниципальную должность руководителя территориальной администрации. Поэтому законченный вид статус руководителя территориальной администрации приобретёт только после принятия нового закона о местном самоуправлении.