Медицинское образование в России предлагают реформировать

Ректор МГМУ имени Сеченова выдвинул идею стандартизировать обучение врачей

Медицинское образование в России предлагают реформировать

Лишь каждый третий вуз, где учат будущих врачей, находится в ведомстве Министерства здравоохранения. Остальные подчиняются Министерству науки и высшего образования. Такая ситуация повлекла большие расхождения в образовательных программах и, как следствие, снизила качество обучения.

Медицинские вузы – министерству здравоохранения.

Здравоохранение – одна из главных государственных отраслей, требующая к себе большого внимания. В России этим направлением занимается Минздрав, под его контролем находится множество аспектов, в том числе образование врачей и медперсонала. Однако только 46 медицинских вузов подведомственны Минздраву, другие 117 – Минобрнауки.

Выходит, что министерство, отвечающее за здравоохранение, не может в полной мере готовить своих специалистов и в дальнейшем сталкивается с проблемами в работе.

Кроме того, учебные программы по одинаковым направлениям настолько отличаются в разных заведениях, что иногда студентам при переходе в другой вуз необходимо пересдавать десяток экзаменов или вообще спускаться на курс ниже.

Ректор МГМУ имени Сеченова, академик РАН Пётр Глыбочко считает, что в таком случае Минздраву нужно дать право согласовывать открытие медицинских вузов и факультетов, а также предоставить возможность разрабатывать единые стандарты обучения. Позицию главы Сеченовки поддерживают в Совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов. О необходимости изменений ради повышения качества медобразования говорил и председатель Госдумы Вячеслав Володин 

Если нет стандарта, отсутствует и качественное образование.

Врачи – специалисты, которые не просто лечат людей и спасают им жизни, но ещё и обеспечивают национальную безопасность в государстве, высказал председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. Поэтому, чтобы студенты после выпуска из университетов хорошо выполняли задачи, необходимо повысить требования к качеству их подготовки и создать систему фильтров для преподавателей.

Курсы исключительно для медиков.

Многие врачи и медработники получают образование в течение всей карьеры: сначала учатся в вузе на первой ступени, потом идут в ординатуру и аспирантуру, а, получив практический опыт на работе, развивают свои знания дальше, проходя различные курсы переподготовки и повышения квалификации. Всё это – неотъемлемый путь для становления действительно хороших, грамотных специалистов.

Сейчас рынок допобразования настолько обширный и доступный, что пройти курсы может кто угодно, хоть настоящий врач или обычный рабочий, а компаниям, предлагающим свои обучающие услуги в сфере медицины и фармакологии, не обязательно получать лицензию. Причём программы имеют разные продолжительность и качество. Такое положение вещей не может не отразиться на здравоохранении. 

В связи с этим в начале 2024 года Государственная Дума подготовила законопроект. В документе прописано, что предоставлять дополнительное образование разрешается только тем учебным и научным заведениям, которые имеют на то лицензию. Выдавать её будут на федеральном уровне, а не как сейчас – на региональном. Также к процессу могут подключить медицинские ассоциации. Кроме того, планируется дать Минздраву полномочия разрабатывать и утверждать типовые программы допобразования по медицинским специальностям.

Такие правила позволят отсеять недобросовестные компании и повысить уровень подготовки врачей.

Дарья КАЛИНИНА.