Как разные народы празднуют начало весны?
Приход весны во всех уголках света традиционно был невероятно ожидаемым событием. После холодов всем не терпелось начать земледельческие работы и посевы для будущего урожая. Первые весенние дни отмечали ярко и масштабно. Да и в наше время люди радуются приходу тепла. В статье расскажем, какие традиции встречи весны есть в разных странах.
Приход весны во всех уголках света традиционно был невероятно ожидаемым событием. После холодов всем не терпелось начать земледельческие работы и посевы для будущего урожая. Первые весенние дни отмечали ярко и масштабно. Да и в наше время люди радуются приходу тепла. В статье расскажем, какие традиции встречи весны есть в разных странах.
Россия.
1 марта, в привычный для нас первый весенний день, на Руси отмечали Новый год. Такие правила действовали с принятия христианства в 988 году до 1492 года. После этот праздник закрепили за 1 сентября, а при Петре I в 1699 году – за 1 января.
Новый год восточные славяне отмечали весной, так как считали, что он должен наступать, когда пробуждается природа и начинаются земледельческие работы. Однако на Руси было принято встречать не только новый год, но и весну.
По старому стилю 1 марта был днём Авдотьи Весновки – святой, заведовавшей приходом весны. Женщины пели песни, колядовали и призывали тепло, а мужчины заканчивали искать работников для подготовки урожая. У Авдотьи есть прозвища Свистунья и Плющиха, потому что в её праздник обычно свистели ветры, а лёд и снег «плющились», иначе говоря, таяли.
На весеннее равноденствие, 8 марта (по старому стилю), отмечались Жаворо́нки (или же Со́роки). В этот день зима сменяется весной, тёмное время суток выравнивается со светлым, а жаворонки первыми возвращаются с зимовки. Славяне верили, что эти птицы приносят настоящую весну. Было принято исполнять обряды, печь из теста птичек, делать соломенные гнёзда, петь песни.
Следом идёт Масленица – древний языческий праздник, первоначально отмечавшийся во время весеннего равноденствия. Есть три теории, чему была посвящена Масленица. Согласно первой версии, она была обрядом для плодовитости почвы. Славяне верили, что мёртвые, находясь под землёй, могут повлиять на плодородие почвы и хороший урожай. Чтобы задобрить покойных, живые стряпали блины как поминальный обед и относили их на могилы или оставляли на окнах. В последний день Масленицы люди ходили на кладбище к родным. Также проводилась традиция сжигать соломенное чучело Марены, ещё её называли Масленицей. Иногда этого персонажа изображал человек, но его «похороны» были ненастоящими.
По второй версии, Масленица отмечалась на Власьев день — 11 февраля – и была праздником в честь Велеса, бога сельского хозяйства и покровителя зверей. В этот день люди веселились, гуляли, пригоняли коров в церкви и поливали их святой водой, а самого бога задабривали маслом.
Третья версия гласит о том, что Масленицей народ хоронил коварную Зиму и помогал прийти молодой Весне, задаривая её блинами с маслом. Вместе с тем прославляли и бога солнца и плодородия Ярилу.
В любом случае с принятием христианства в X веке церковь сделала Масленицу своим праздником, предшествующим Великому посту. И какое бы у него не было происхождение, его всё равно отмечали с размахом. Люди на Руси тщательно готовились, заливали горки, строили снежные горы и крепости, ходили в баню, устраивали гулянки и шумные веселья, пекли блины, пели и танцевали, водили хороводы, проводили кулачные бои, катания на санях и лазанье на столб за призом. Блинов пекли и ели как можно больше, иногда начиняя их маслом, сметаной, мёдом, капустой, рыбой. Со временем блины становились не только поминальным обедом, но и ритуалом для привлечения солнца, достатка и благополучия.
На Руси особо чтили весну, поэтому ей посвящали много праздников. 25 марта проводилось Благовещение Пресвятой Богородицы, означавшее в том числе, что весна поборола зиму. До этого дня нельзя было тревожить землю и заниматься подготовкой урожая. Сам праздник не отмечался весело, потому что люди держали пост и должны были приближаться к Богу, посещая церковь и строго соблюдая запреты.
Далее следует Вербное воскресенье. Христиане освящали вербу, которая для них олицетворяла здоровье, плодородие и жизненную силу.
Спустя неделю наступает Пасха. Несмотря на то, что она, как и две предыдущие даты, связана с религией, всё же приурочена к наступлению весны. В народе Пасха называлась Великднём (Велик день) и считалась праздником весеннего воскресения и обновления природы. В древности славяне проводили народные гулянья, а позже по христианским традициям пекли куличи, красили яйца, убирали дом и украшали его цветами.
В конце апреля – начале мая отмечалась в течение недели Красная горка, состоящая из праздника Лельник, чествования богов Стрибога, Сварога, Дажьбога и Семаргла. Было принято водить хороводы, забавляться, перетягивать канат, кататься на качелях, петь песни, заклинать весну и встречать восход солнца.
Китай.
Как и в древней Руси Новый год в Китае начинается с приходом весны. Праздник имеет название «Чуньцзе», что дословно переводится как «праздник весны». Он связан с лунным календарём и приурочен к зимнему новолунию, поэтому дата меняется и приходится на конец января – февраль. В это время, уверены китайцы, пробуждается природа, оживают земля и её силы.
Когда Китай перешёл с лунного на григорианский календарь, официальный Новый год сместился на 1 января. Первый день года стали называть «юань дань» (начало зари), а первое число первого лунного месяца – «чуньцзе» (праздник весны). Иначе его именовали – «го нянь» (проводы года). В Китае верили, что нянь, то есть год, был животным, приносящим горе. С его приходом природа засыпала, но когда он уходил, просыпалась. Няня прогоняли с помощью грохота хлопушек.
В древности празднество сопровождалось обрядами, жертвоприношениями богам, духам и предкам, костюмированными шествиями, уличными представлениями. Гулянья продолжались 15 дней. Также не забывали молиться о хорошем урожае, здоровье и благополучии, приходить в храмы, навещать могилы предков и помогать нуждающимся. Завершалось торжество запусками фонарей и фейерверков для разгона злых сил.
Сейчас в Китае это семейный праздник, все собираются за столом, главным блюдом которого становятся пельмешки-цзяоцзы. После пиршества китайцы ходят в гости к друзьям и знакомым, обмениваются подарками и продолжают отмечать.
Япония.
В начале февраля японцы отмечают Риссюн – один из четырех Сэцубун, знаменующие разделение сезонов. Риссюн же посвящён началу весны, с которой по лунному календарю наступает новый год. В этот день принято разбрасывать по домам и храмам бобы и арахис, произнося магические фразы для изгнания демонов.
Ещё в Японии есть «Ханами» – это не праздник, а отдельная древняя традиция любования сакурой. Она цветёт недолго, поэтому японцы заранее готовятся к этому периоду, выделяют время и выезжают на природу. Кроме того, сакуре посвящают фестивали и празднества.
Индия.
В Индии проводится фестиваль Холи – праздник весны и ярких красок, отмечающийся в полнолуние последнего месяца года Пхальгу́на по лунному индуистскому календарю.
Дни Холи выпадают на февраль-март, он символизирует радость, приход солнца и весны, пробуждение природы. Отмечать его принято весело и с размахом. Города украшаются красками и цветами. В первый день индусы сжигают на костре чучело демоницы Холики, как бы уничтожая злых зимних духов. В последующие несколько дней народ устраивает шествие в сумерках, танцует, обсыпает друг друга яркой пудрой.
Греция.
Греки встречают весну Апокриесом – аналогом нашей Масленицы, который длится 22 дня. Название праздника переводится как «без мяса» и связано с тем, что у крестьян к этому моменту заканчивалось заготовленное на зиму мясо. В древние времена Апокриес посвящался покровителю виноделов Дионису, но позже он стал проводиться в преддверии Великого поста.
Начинается праздник с забоя свиньи и всеобщего веселья. Проводятся карнавалы, маскарады, ярмарки и концерты. После наступает кульминация Апокриеса – четверг «Цикнопемти». В этот день устраивается торжество на улицах, а столы в домах изобилуют явствами, и все наедаются жареным мясом перед постом. Вторая неделя мало отличается от первой, а на третью греки начинают вести себя скромнее и вместо мяса едят другие блюда.
Балканы.
На Балканах есть два похожих праздника весны, которые проводятся 1 марта, когда по болгарским традициям начинается хозяйственный год. В Молдавии и Румынии он называется Мэрцишор, а в Болгарии и Северной Македонии – праздник Баба Марта.
В этот день принято дарить красно-белые амулеты-бутоньерки для привлечения счастья и защиты от порчи, сглазов и злых духов. Белый цвет означает мужское начало, силу, солнце, красный — женское начало, здоровье, рождение. По другой версии, белый – это чистота подснежника, а красный – красота.
"Новый день" в разных странах.
Навруз (в переводе с персидского «новый день») – один из древнейших и главных праздников весны в мире, отмечающийся в день весеннего равноденствия. Наибольшую популярность он имеет у иранских и тюркских народов и празднуется во многих странах. Например, в Иране и Афганистане с Навруза начинается новый год. В Турции, Азербайджане, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Казахстане это государственный праздник. Также он отмечается в некоторых регионах России (Дагестане, Татарстане и Башкирии) и других стран.
Накануне праздника люди должны прибраться в домах и огородах, а в сам день Навруза готовить блюда со злаками и растительными продуктами, устраивать народные гулянья, разжигать костры и семь раз прыгать через них, чтобы очиститься от грехов.
Но в каждой стране Навруз имеет свои традиции. Например, в Узбекистане ставят на стол зеркало, крашеные яйца и сумаляк – сладость из пророщенных зерен пшеницы. Также там выбирают Весну-хозяйку Бахор-ханум и деда-Земледельца Дехкан-бобо. В Туркменистане на дно котла с сумаляком кладут камушки, которые нужно взять на удачу. В Азербайджане необходимо готовить семь блюд, названия которых начинаются на «с». В Таджикистане проводят «борьбу на поясах».