Сталина на вас нет: какое наследие оставил “вождь народов” Сибири
5 марта — день смерти Иосифа Сталина. Вспоминаем о главных технологических, архитектурных и социокультурных традициях, косвенно или напрямую связанных с самым неоднозначным лидером советской России ХХ века.
5 марта — день смерти Иосифа Сталина. Вспоминаем о главных технологических, архитектурных и социокультурных традициях, косвенно или напрямую связанных с самым неоднозначным лидером советской России ХХ века.
Сталин — символ, вероятно, самых бескомпромиссных инноваций, неотъемлемой частью которых оказались репрессии. Споры, связанные с его исторической ролью, касаются в большей степени допустимости не целей, а именно средств «сталинского управления». Однако никто не пытается умалить «мультипликационного эффекта» в самых разных государственных отраслях, достигнутого в сталинские времена.
Если считать, что Россия 20 века стала одним большим социально-политическим экспериментом, то советская Сибирь — передний край этого опытного теста. Именно регионы современного СФО были превращены в промышленный «плацдарм страны». Здесь концентрировались все главные стройки и производственные анклавы. А северные города с дореволюционным населением в несколько тысяч человек вдруг превратились в промышленные мегаполисы.
Советская эпоха стала главным этапом становления Сибири. Несмотря на то, что эти территории входят в состав России с допетровских времен, только во второй половине 20 веке Сибирь приобрела крупнейший в мире промышленный потенциал. Строительные и производственные проекты Сибири послужили базой для технологического суверенитета СССР и России. С начала 20-х годов прошлого столетия на инновационные стройки съезжались рабочие самых разных национальных республик. Так, «промышленное освоение Сибири» стало важнейшим процессом укрепления государства.
Хочется этого или нет хулителям номенклатуры: до 70% всего сибирского и российского потенциала — начиная с обрабатывающей промышленности, заканчивая добычей, — сформировано именно в советское время. Под действием тех авторитетов и «политических технологий», которые сейчас принято списывать в «антигуманистический утиль». Сталинская эпоха и ее социальная, культурная и промышленная продукция — до сих пор знак качества, упорного труда во имя общей цели.
БАМ.
Легендарная Байкало-Амурская Магистраль — железнодорожное полотно протяженностью свыше 4300 километров. Проходит через Иркутскую, Амурскую области, Забайкальский и Хабаровский края, территории республик Бурятии и Якутии (Саха). Пересекает 11 полноводных рек и восемь горных хребтов. Строилась с 1972 по 1989 гг. Однако первые этапы магистрали делали заключенные ГУЛАГа в начале 30-ых. А финальные стадии – проходили вплоть до 2003 года, при сооружении самого длинного в России Северомуйского железнодорожного тоннеля (длиной 15,3 км), проходящего через одноименный горный хребет.
Дорога соединяет 60 населённых пунктов и 200 станций. Около 1000 километров магистрали проложено в районах вечной мерзлоты или высокого риска землетрясений.
БАМ ещё и самый дорогой проект СССР, стоимостью порядка 17,7 млрд советских рублей. Рекордом является и интернациональность строителей БАМа: суммарно более 70 народностей. А за все периоды стройки здесь трудились больше двух млн человек.
Байкало-Амурская железная дорога пусть и короче Транссибирской, зато имеет ряд стратегических преимуществ: например, проходит в глубине страны за тысячу километров от государственной границы.
Считается, что БАМ дал старт «промышленному освоению» Сибири. Железная дорога — базовая инфраструктура, которая послужила стимулом для образования поселений и строительства новых объектов.
Заводы и комбинаты.
После Великой Отечественной войны Сибирь стала полигоном для развития тяжелой индустрии. Особенное внимание в послевоенные годы уделялось обрабатывающей промышленности и машиностроению.
С конца 40-ых годов реконструировали старые предприятия особой важности. Например, комбинат «Сибметаллстрой» (позже Сибсельмаш») — главный в СССР производитель сельскохозяйственной техники, в годы войны использовавшийся для авиапродукции.
Барнаульский завод синтетического волокна. Выпускал, главным образом, полиамидовое волокно. Построен в 1946 году. Максимальное количество сотрудников достигало 4 тысяч человек. Назывался в обиходе «Первой ткацкой фабрикой» за счёт объёмов своего прядильно-ткацкого цеха. Считался крупнейшим в Союзе. Расформирован в 2005 году.
Шахты Кузбасса. С 1920-ых годов в бассейне работают до 120 предприятий угольной промышленности, в том числе до 58 шахт и 36 предприятий открытой добычи. На долю Кузбасса и сейчас приходится почти 60% добычи каменных углей в России, около 80% от добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей — 100%.
Норникель. До сих пор крупнейший в мире производитель палладия, никеля и цветных металлов. Декрет о начале строительства Норильского горно-металлургического комбината вышел в 1935 году. К 1940 году налажено производство меди, кобальта и никеля
Тяжстанкогидропресс. Крупнейшее в СССР и одно из самых крупных в России производство промышленного оборудования (насосов, прессов, обрабатывающих станков). Введено в 1943 году. Максимальное количество сотрудников — 22 тысячи человек.
Родина ГУЛАГа.
Однако Сибирь — это не только рекорды, достижения и успех пятилеток, но и место принудительной изоляции миллионов советских граждан. Сам Джугашвили, переживший три ссылки, хорошо понимал «естественные» условия сибирских пенитенциариев и климатические особенности регионов. Возможно, именно по этой причине все самые страшные лагеря (типа ГУЛАГ) размещались здесь.
Впрочем, исправительно-трудовой фольклор и традиции сибирского заключения были скорее унаследованы и перекованы Политбюро. Наказание высылкой за пределы центральных территорий Евразии почти во все времена русской государственности считалось процессуальной нормой.