Перейти к основному содержанию

Лигнин предлагается использовать для производства асфальта

Рыбакова Лада
https://www.youtube.com/embed/vmg2YppbB5Y

Гибель от воздействия химии весьма вероятна. На территории региона масса опасных производств. Но, оказывается, существуют способы не только обезопасить промышленные отходы, но и применять их с пользой. Например, при производстве асфальта. Об одном таком эксперименте иркутских учёных наш следующий материал.

Кадр для истории! Сегодняшний день может стать знаковым для дорожников и экологов Иркутской области. Им представили результаты лабораторных исследований, как сделать производство асфальтовой смеси дешевле, при этом использовать промышленные отходы. Речь о ЛИГНИНЕ. Этого побочного продукта переработки древесного или растительного сырья в регионе предостаточно! Обычно его просто захоранивают. Но если высушить и обработать, то он вполне может заменить минеральный порошок, обязательный компонент всех видов асфальта. Испытания показали: местный лигнин вполне подходит для наших климатических условий.

НИКОЛАЙ ПОЛОНОВ, автор экспериментальной технологии: «Такие смеси стабильны при различных температурах эксплуатации. Что, в принципе, позволяет нам сделать вывод о том, что, находясь в режиме эксплуатации при отрицательных температурах, такие смеси будут испытывать меньшее количество внутренних напряжений. Соответственно, и срок службы такого покрытия будет дольше».

Вреда от такого покрытия, по мнению химиков, ждать не стоит. Более того, в составе асфальта лигнин гораздо безопаснее, чем при хранении на шламовых полях или в грунтовых картах. Как, например, в Байкальске

РОМАН ЖИТОВ, научный сотрудник, доцент химического факультета ИГУ: «Сам по себе лигнин не токсичен. Токсичны продукты его горения. Он, когда в больших объёмах, склонен к горению и горит на больших глубинах. Долго, с выделением большого количества тепла. Вот в этой ситуации он опасен. В асфальтобетоне это безопасно. И довольно эффективно. Использование гидролизного лигнина можно назвать сложившейся мировой практикой».

Практика одного из крупных дорожных предприятий региона показала: лигнин дешевле минерального порошка как минимум в 2 раза. Экономия за год составит почти 50 миллионов рублей. Увы, не каждый лигнин подойдёт.

НИКОЛАЙ ПОЛОНОВ, автор экспериментальной технологии: «Материал тулунского комбината сыпучий, а байкальского пастообразный, то есть при высыхании он агрегатируется в большие прочные куски. Очень тяжело, я думаю, будет с процессом помола».

Поэтому в процессе обезвреживания отходов бывшего БЦБК дорожники вряд ли поучаствуют. Хотя исследования на этот счёт продолжаются. И здесь уже предложено около 100 способов утилизации шлам-лигнина. По последним данным, 25 из них проходят квалифицированную проверку. В том числе на один из главных факторов: время исполнения.

ЮЛИЯ САЕНКО, судебный эксперт по вопросам землеустройства и экологии: «При выборе технологии сложности добавляют геологические особенности данной территории, а именно угроза схода селевых потоков с горных рек Слюдянского района. Мы должны понимать, что времени у нас, возможно, не так уж много».

Сколько времени потребуется на запуск производства асфальта с лигнином, не известно. Ясно только одно: тот, кто воспользуется технологией, существенно сэкономит. В деньгах, но не качестве дорог и прибайкальской экологии.