Перейти к основному содержанию

Мёртвый сезон в Листвянке?

Шоев Евгений
https://www.youtube.com/embed/2--8y-EiaGU

Туризм вообще одна из самых быстроразвивающихся отраслей экономики Прибайкалья. За прошлый год в регионе побывал миллион 600 тысяч гостей. Две трети от населения области. По прогнозам, в этом году цифра увеличится минимум на пять процентов. Но будет это чуть позже. Зима не сезон. На чём же сейчас зарабатывают те, чей доход зависит от туристов, разбирался Евгений Шоев.

ЕВГЕНИЙ ШОЕВ, корреспондент: "Эту надпись иероглифами специальное приложение на моём телефоне распознало как японский язык. Дословно: увидеть озеро. Позволю себе предположить, что именно так на японском языке выглядит фраза "Я хочу вернуться на Байкал". Подобных желаний здесь в ледовой библиотеке в Листвянке сотни. Каждый желающий может написать что-нибудь на глыбе льда, и это желание наверняка сбудется. Именно это место сегодня является одним из самых туристических мест в посёлке. Самых, но не единственных".

Впрочем, сейчас вместе с желаниями в водах Байкала замёрз и местный бизнес. Зима в Листвянке никогда не была туристическим сезоном. Февраль - апофеоз затишья. Количество желающих заработать в разы больше тех, на ком это можно сделать. Главным делом местного населения по-прежнему остаётся рыба. Уже не омуль, но ещё не окунь. Цена за хвост пеляди - от 100 до 300 рублей. В выходные, если повезёт, продавец заработает около трёх тысяч. Можно и больше, но надо знать китайский язык.

ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА, жительница Листвянки: "Мы у экскурсоводов спрашиваем "Сколько рыба стоит?" Они нам объясняют. Мы поэтому так и говорим: "Лямба" - это двести, "Ипай" - это сто.
- Предложите мне рыбы на китайском.
- На китайском. Жилада! Горячая рыба".

Вслед за рыбой в карманы туристов уходят... камни. Вне конкуренции - нефрит и чароит. Последний - гордость регионального масштаба. Чаще всего цена на сувениры пропорциональна их размеру. От 50 рублей за серёжки, до 50 тысяч за огромный сталактит. Основные покупатели - тоже граждане Китая. Им вообще всё равно, на что тратить деньги. Курс рубль-юань позволяет.

ВИКТОР, гражданин Китая: "Предлагают кататься на вот этой… как называется.
- Хивус.
- Да, Хивус. И рынок, можно походить, погулять. Купить какую-то рыбу. Здесь известная рыба, да. Ещё сегодня мало людей, поэтому можно чувствовать воздух".

Чувство безнадёжности возникает, когда смотришь на закрытые кафе и турбазы. Половина зимой не работает. Те же, которые открыты, борются за клиентов, как могут. Удивляют конными поездками, экскурсиями на снегоходах, и последний писк туристической моды - прогулка на собачьих упряжках. 30 минут за 500 юаней. Теперь уже второй валюты туристической Мекки Иркутской области.