Перейти к основному содержанию

Рубрика "Про нас": документальное кино в Сибири

Жолудев Павел
https://www.youtube.com/embed/1SB3L2q5Pp4

На конкурсах и фестивалях чаще всего привлекают внимание документальные фильмы, широкую публику эти картины, увы, интересуют, мало. Однако в Сибири этот вид киноискусства долгие годы являлся одним из самых популярных. Режиссёры фиксировали на плёнку невиданную раньше жизнь коренных народностей нашего региона. Чем так привлекает авторов эта тема пытался разобраться Павел Жолудев в рамках традиционной рубрики "Про нас".

Камера, герой и невыдуманные истории. Именно в таком виде сформировалось документальное кино. И даже спустя столетие основные принципы этого жанра изменились незначительно. В отличие от содержимого.

Для французов, которые снимали Иркутск в 1919 году, диковинными были даже городские жители далекого края. Однако уже спустя несколько лет кинохроника открыла куда более удивительный мир.

Создателем киноиндустрии в Иркутске считается Антон Михайлович Дон-Отелло. Его студия создавала документальные фильмы на протяжении 12 лет, с 1908 по 1920 год. Главными темами были съёмка городских праздников и приезд высоких персон. После прихода советской власти Дон-Отелло был вынужден эмигрировать, а все снятые фильмы либо сгорели, либо были утеряны.

Уже в советское время ключевой темой для документалистов в Сибири стали разнообразные коренные народности. Причём популярностью они пользовались не только среди местных режиссёров. В 50-е годы француз Крис Маркер посвятил нашему краю фильм "Письмо из Сибири".

Забирались авторы и в самую глубинку. Будущий лауреат европейских кинофестивалей литовец Шарунас Бартас начинал свой творческий путь в тофаларских деревнях и среди Саянских гор. Причём в отличие от предшественников демонстрировал он всю изнанку жизни вдалеке от цивилизации.

Местные режиссёры не всегда могли позволить себе такую роскошь. В Иркутском областном кинофонде на бобинах до сих пор хранятся 8,5 тысяч киноработ. Значительная их часть - киножурналы. В советское время этот формат был наиболее популярным. Однако темы для сюжетов и фильмов определяло государство. Оно же строго следило за правильным взглядом, в том числе и на жизнь малых народов.

ОЛЬГА АКСАМЕНТОВА, директор Иркутского областного кинофонда: "Был обязательный отсмотр работ и, конечно же, некоторые работы, как рассказывают старожилы, студии полностью не утверждались, полностью материал выбрасывался. Потому что он чему-то там не соответствовал и комиссия его не приняла. Поэтому, конечно, были чёткие задачи государства как показывать образ жизни разных национальностей".

Культура разных народов продолжает привлекать уже современных авторов. Режиссёр Анастасия Зверькова как раз сейчас работает над одним из таких проектов. Он будет посвящён поискам японского офицера, портрет которого ещё со времен Второй мировой войны хранился в иркутской семье.

А совсем недавно состоялась премьера ещё одного фильма, в центре которого история известной бурятской певицы Бадма-Ханды Аюшеевой. Работать с такими героями, по словам режиссёра, не только интересно, но и полезно.

АНАСТАСИЯ ЗВЕРЬКОВА, режиссёр-документалист: "Языковой барьер в определенной степени документалистике помогает. Потому что человек имеет возможность говорить на своём языке при режиссёре, съёмочной группе. И он считает, что то, что он говорит на родном языке, - это непонятно остальным. И он в этом себя не сдерживает, он открыт, он естественен".

Мир национальных культур для режиссёра - настоящий кладезь историй, особенно в Сибири. Поэтому, несмотря на то, что документальное кино сейчас не особо популярно, всегда найдётся человек, которому хватит камеры и героя, чтобы рассказать простую, но настоящую историю.