Перейти к основному содержанию

Рубрика "Новости нашего района": по следам Колчака

Шоев Евгений
https://www.youtube.com/embed/Jc_6sZHozN0

Звук, который наполнял русские тюрьмы 19 века. В кандалы был закован каждый, когда поступал в места лишения свободы. Конкретно эти были найдены при ремонте канализации в иркутском следственном изоляторе. Кстати, именно там провёл свои последние две недели жизни знаменитый адмирал Колчак. Так что, возможно, офицера привели в камеру именно в этих кандалах. О других интересных предметах и местах, связанных с Колчаком в областном центре, расскажем в рубрике "Новости нашего района".

- Снег.. Оставить на нём отпечаток гораздо проще, чем след в истории.

Шинель, офицерские сапоги и абсолютно спокойный взгляд. Таким запомнил Иркутск адмирала Колчака. Монумент ему был установлен 12 лет назад в память о трагических событиях 1920 года. Но мало кто знает, что впервые в нашем городе Александр Васильевич оказался гораздо раньше. Но обо всём по порядку.

Постукивание пальцами сразу же выдаёт с виду спокойного офицера. Через несколько минут 30-летний лейтенант Колчак выступит на заседании Русского географического сообщества с докладом о прошедшей полярной экспедиции. Это сегодня имя Александра Васильевича украшает фасад областного краеведческого музея. Но тогда, в 1904 году, о Колчаке ещё никто толком не знал.

АЛЕКСАНДР КОРШУНОВ, историк: "Вообще Колчак более известен у нас как белый офицер, лидер белого движения, верховный правитель России. Но вот именно в этих стенах он более известен как учёный. Как полярный исследователь. И именно в наших стенах он выступал с докладом о проведённой им совместно с бароном Толлем в 1900-1902 году".

Но не только выступлением ограничился тот визит Колчака в Иркутск. Уже на следующий день статный офицер посетил Харлампиевский храм. Сегодня церковь полностью реконструирована. Поменялся иконостас, сделан ремонт. Но тогда, 112 лет назад, внешний антураж для Колчака был абсолютно не важен - ведь здесь его ждала потомственная дворянка Софья Фёдоровна.

ОТЕЦ ЕВГЕНИЙ, настоятель Харлампиевского храма: "Направляясь в Порт-Артур для прохождения службы, он встретился с нею здесь в этом храме и сочетался с ней законным браком. Она для этого специально приехала из Петербурга".

Следующий визит Колчака в Иркутск стал для него последним. И закончился он здесь в стенах иркутской тюрьмы. Длинный коридор, 2 квадратных метра и деревянные нары - вот всё, что осталось у адмирала. Пожалуй, единственное, о чём думал Колчак, это о своей новой возлюбленной. За пять лет до того, как он оказался в камере, судьба свела его с Анной Тимирёвой. Женщиной, которая любила своего адмирала всю жизнь.

ИГОРЬ МАКЕЕВ, начальник следственного изолятора: "Попросилась сюда в тюрьму сама. Её сюда пропустили, посадили, закрыли глаза на переписку между ними. Добросовестно надзиратель её переносил, реввоенсовет её читал, думал, что что-то интересное будет. Но... там была любовь. Чувства мужчины к женщине".

Через 3 дня Анну Тимирёву выгнали из тюрьмы. С тех пор своего адмирала она больше так и не видела. Жизнь Колчака оборвалась после подписания вот этой бумажки. Несколько десятков слов с грамматической ошибкой стали для него приговором. Расстреляли Колчака на территории тюрьмы. Рано утром 7 февраля 1920 года его тело было сброшено в прорубь на реке Ушаковке. Воды, которые смыли последний след адмирала на иркутской земле.