Перейти к основному содержанию

Граффити в переходе на улице Лермонтова: искусство или нет?

Махнёва Антонина
https://www.youtube.com/embed/QXaW53L9rMk

Благоустройство подземного перехода в Иркутске вызвало бурное обсуждение среди простых горожан, дизайнеров и художников. Аргументы за и против огромных картин по мотивам произведений Михаила Лермонтова сегодня изучила Антонина Махнёва.

Не парус, а целый парусник белеет на стене подземного перехода. Да и одиноким его назвать нельзя. Хотя со строкой известного поэта он связан напрямую. Во всяком случае, по мнению иркутских граффитистов. Идея разрисовать переход на улице Лермонтова появилась у городских бизнесменов. Они и деньги на краску выделили. Проект одобрила администрация города. Вот только работу уличных художников горожане оценили неоднозначно. Недовольства начали высказывать в социальных сетях.

К дискуссии, но уже реальной, а не виртуальной сегодня присоединились профессионалы. Антон Михневич - дизайнер. Главный критерий его оценки - насколько стиль картин сочетается с их местом расположения.

АНТОН МИХНЕВИЧ, дизайнер: «Для граффити тоже должно быть место именно там, где оно должно быть. Например, когда отстроено новое здание, притом ремонт вот буквально закончился вчера, и уже какие-нибудь поганцы пришли и что-то накалякали, - это уже вандализм больше. А когда именно художественная передача идёт, как в данном случае, именно чтобы это подчеркивало здание, это очень-очень круто».

У искусствоведа Тамары Драницы подход другой. Она оценила тематику рисунков. И те мысли, которые художники хотели передать горожанам через картины.

ТАМАРА ДРАНИЦА, искусствовед: «Конечно, здесь должно быть отражение духа студенчества, поисков молодёжи и творчества. Но для этого нужно поработать над культурным обликом этих стеномазов, чтобы можно было на чем-то остановить свой глаз. Во-первых, сюжеты никак с Лермонтовым не связаны».

На ещё один немаловажный аспект рисунков - стилистику - мы попросили обратить внимание художника Алексея Третьякова. Он несколько лет живет в Германии. Эта страна сейчас мировой центр развития граффити.

АЛЕКСЕЙ ТРЕТЬЯКОВ, художник: «Стилистики я здесь не вижу. Я не могу определить, кто рисует, кому принадлежит та или иная роспись. Какой художник это выполнял. Какая группа художников. И какие у них мировоззрения. Поэтому в части художественной будем говорить - это как детские рисунки на асфальте. То же самое в принципе».

Среди всех этих мнений не стоит забывать и об авторах граффити. Ведь именно они смогли добиться того, что можно назвать философией всех уличных художников - вызвали обсуждения и споры. В лучших традициях стрит-арта.

АЛЕКСЕЙ АНДРУСЯК, граффитист: «Единственное, нам поставили рамки - что-то весёлое, хорошее, светлое и связанное с Лермонтовым или с творчеством Лермонтова. А почему нет? А почему бы пустые стены не украсить рисунками? Ведь пустые стены - это почва для вандалов, для рекламщиков, для художников. Тут эту нишу заняли мы».

Ну, а нам с вами остаётся только смотреть на то, что получилось в итоге. И не забывать, что у каждого из нас есть возможность на собственное мнение. Быть может, именно об этом нам и хотели напомнить авторы картин, проходить мимо которых теперь будут тысячи человек каждый день.