Перейти к основному содержанию

Шанс спасти Байкал

Рыбакова Лада
https://www.youtube.com/embed/-UB5O7T4Xgc

Чистой воды становится всё меньше и в Байкале. Виноват флот: отходы с судов попадают в озеро, хотя должны попадать в переработку. Занимается ей единственное судно. Шанс спасти озеро - повысить эффективность работы. И такой проект есть. О нём - в материале Лады Рыбаковой.

Это судно не выходит в рейсы с прошлого тысячелетия, тем не менее, оно работает. Не отходя от причала, судно принимает с катеров и кораблей так называемые подсланевые воды. Испачканные мазутом, машинным маслом и дизельным топливом, они скапливаются на самом дне в любом трюме. Смертельно опасная смесь для обитателей озера. Она есть на борту 10 тысяч маломерных судов и около 400 крупных. И это только на южном Байкале!

НИКОЛАЙ ЛЫМАРЬ, шкипер-технолог судна "САМОТЛОР": «Теплоходов становится с каждым годом все больше и больше. Стало много частных. А как они перерабатывают, никто не знает. Куда они сдают, тоже не знаем».

Знать технологию переработки нужно досконально. Николай Лымарь за 12 лет изучил оборудование так, что работу клавиш и рычагов на пульте управления может узнать не по световым индикаторам, а по звуку.
Чтобы вода отделилась от нефтепродуктов, смесь прокачивают через несколько емкостей. Одна из них и есть станция переработки. Получившийся мазут отправят в Ангарск. Отфильтрованную воду, в том числе из корабельных канализационных стоков, дополнительно обеззаразят озоном и проверят в лаборатории. Если анализы не проходят, процесс переработки повторяется по кругу. По кругу должен курсировать и сам "Самотлор" - так называется судно. Планируется, что он будет собирать канализационные и подсланевые воды со специальных барж. Их разместят в самых оживлённых районах озера, всего от 6 до 8 штук. Так судоводителям будет удобнее, и они не будут игнорировать свои обязанности. Для этого на "Самотлоре" нужно заменить двигатели. И частично сами очистные сооружения. Владельцам судна это не по карману

ВИТАЛИЙ КЕЛЬМАНОВ, исполнительный директор речного пароходства: «Это, наверное, межрегиональный проект, потому что здесь не только Иркутская область, здесь ещё и республика Бурятия. Мы примерно рассчитали стоимость инвестиций по всем этим мероприятиям. Они составят 250 миллионов рублей примерно. Тут без помощи государства не обойтись».

Государство заинтересовано. Но нужна целевая программа. Пока за чистоту байкальской воды вместе с "Самотлором" борется небольшое частное судно. На его борту - инновационная установка по автономной переработке технических и бытовых отходов. Судить об успехе проекта пока рано. Не было бы поздно прилагать такие усилия, считают экологи. Живой индикатор загрязнения - водоросли спирогира - захватывают акваторию Байкала с каждым днём. Времени для спасения озера остаётся всё меньше.