Перейти к основному содержанию

Почему дорожает?

Полоненко Алёна
https://www.youtube.com/embed/tDXHN9P-Noo

С плохими дорогами ещё как-то можно смириться - всё же этой проблеме не один век. Сложнее привыкнуть к постоянно дорожающему бензину. В этот году цены на топливо порядком опустошили карманы жителей нашего региона и всей Сибири. Почему - разбиралась Алёна Полоненко.

В Сибири бензиновая лихорадка. Первым симптомом стали выросшие цены на заправках. И не 30-50 копеек, а сразу на рубль-полтора. Затем целый ряд городов в Новосибирской, Кемеровской областях, республике Хакасия начали задыхаться от нехватки топлива. Во власти эпидемии оказался и наш регион.

АЛЁНА ПОЛОНЕНКО, корреспондент: «Признаки болезни появились ещё в начале года. Однако особого беспокойства за общее самочувствие не вызывали, ведь рост цен был постепенным. Обострение в столице Восточной Сибири произошло 2 недели назад. Когда стоимость литра топлива поднялась сразу на рубль».

Это вызвало горячку у автовладельцев. Тем более что болезнь развивалась стремительно - на ряде заправок пропал бензин. Представители АЗС региона убеждали - вирус пришёл извне. Связан с ремонтом на нефтеперерабатывающих заводах. И ситуация должна нормализоваться в ближайшее время. Однако и сегодня кое-где ощущается нехватка АИ-95 и 98, да цены не думают уменьшаться. Так правильно ли был определён источник заражения? Тем более что в разных регионах Сибири данные разнятся.

АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВ, шеф-редактор новостей (Абакан): «У нас две компании, это крупные сети - они приостановили продажу двух марок бензина - это 92-го и 95-го. Возят с Омска, и где-то в районе Кемеровскй области всё плохо с дорогами - во всяком случае так объясняют. Скользко, стоят грузовики».

СВЕТЛАНА СТЕПАНИЩЕНКО, продюсер (Красноярск): «В Железногорске бензин вообще отпускался по талонам. Сами владельцы автозаправок объясняют это, прежде всего тем, что у мелких автозаправок не были налажены постоянные поставки бензина».

ЕЛЕНА ПОДКОРЫТОВА, корреспондент новостей (Новосибирск): «Несколько АЗС прекратили продажу самых популярных марок бензина - это 95-го, 92-го. По словам экспертов, причиной стала ошибка в расчётах. Нефтяные компании не рассчитали объёмов нефтепродуктов, которые должны были поступать на внутренний рынок».

Но главный вопрос - почему Иркутскую область затронула бензиновая эпидемия? Почему нефтепродукты к нам везут с Урала и Европейской части России. Ведь под боком - в Ангарске есть своя нефтехимическая компания. Чтобы понять это, сравним затраты на закупку и доставку топлива. Анализ показал: с учётом всего бензин с нефтеперерабатывающего завода в Самаре, которая за 4 тысячи километров от Иркутска, дешевле ангарского. Похоже на бред сумасшедшего, но только, как оказалось, на первый взгляд.

ВАЛЕНТИНА ЗАМОРИНА, руководитель УФАС Иркутской области: «В отличие от нефтеперерабатывающих заводов - НПЗ - у нефтехимической компании стоимость моторного топлива всегда была дороже и будет дороже. Потому что при переработке нефти на нефтехимические компании возлагаются обязанности по выработке иных компонентов для химической промышленности».

В итоге парадоксальная ситуация. В регионе практически нет топлива с ангарского завода. Зато АНХК - едва ли не единственный поставщик бензина на Дальний Восток. На территории почти в 40% площади страны нет крупных нефтеперерабатывающих заводов. Какой-то замкнутый круг и минимум надежд, что вакцина против бензиновой лихорадки будет найдена. Хотя автовладельцы региона пока не сдаются.

АЛЁНА ПОЛОНЕНКО, корреспондент: «Чтобы ещё раз привлечь внимание властей к болезни, шелеховские водители намерены провести автопробег. В последний день октября более 150 человек планируют собраться вместе. Главная цель - убедить в необходимости государственного регулирования цен на рынке нефтепродуктов».

Тем более что пока болезнь и не думает отступать. Эксперты обещают: до конца этого года цены на топливо ещё возрастут. Так что число жертв бензиновой эпидемии будет расти.