Перейти к основному содержанию

Умная техника спасателей

Казакова Надежда

Быстро помочь жителям верхних этажей пожарным удалось во многом благодаря спецкранам. Сейчас на вооружении спасателей вообще десятки всевозможных технических изобретений. Какие аппараты облегчают работу сотрудникам МЧС на глубине - сегодня увидела Надежда Казакова.

Нулевая видимость для электронных глаз механического водолаза не помеха. Это первое боевое погружение сокола. Именно так переводится с английского название этого прибора. С его помощью в районе Баргузинского залива спасатели ищут тело утонувшего пассажира снегохода. Погибшего обнаружили за несколько часов, хотя обычно на поиски тратят несколько дней. Упростил умный аппарат и процесс подъема.

Этот аппарат спасатели получили еще летом. Полгода тренировались управлять умной техникой. Она может то, что обычному человеку не под силу. Например, опуститься на глубину более 300 метров и поднять со дна предмет весом до 200 килограммов. Вот только иностранный агрегат оказался капризным. Пульт не работает на морозе. Помоют его отогреть - тепловые пушки. Но в любом случае аппарат лучше предыдущей модели. Она теперь - музейный экспонат.

«Аппарат более любительского уровня, по сравнению с тем, хотя мы им пользовались, и при помощи него сделано много работы, мы им стробили автомобили, осматривали много подводных объектов, поднимали утопленников».

Валерий Тихонов начинал работать в МЧС, когда никаких проборов в помощь водолазам не было. С тех пор привык надеяться только на себя. Снаряжение проверяет каждый день. В Байкал спасатели погружаются в толстых костюмах с утеплителем, плюс двойной комплект снаряжения, вплоть до масок и ласт, ведь глубина ошибок не прощает. Валерий понял это 10 лет назад, на Братском водохранилище.

Валерий Тихонов, зам. начальника Байкальского поисково-спасательного отряда: «Это отсутствие видимости, плюс стоящий на дне лес, плюс у нас не было того снаряжения и опыта, поэтому, когда опускаешься, смотришь - рядом с тобой пика торчит, неубранного леса, и внизу уазик, и ничего не видно, и вообще плавать не умеем, после этого прошли ряд подготовок».

В том числе и экстремальных. Порой приходилось по 40 минут работать на глубине около 60 метров. Именно для таких условий нужны спецкомплекты для длительных погружений. Правда, в одиночку надеть такой костюмчик нереально. Вот и мне понадобилась помощь сразу двух мужчин.

Надежда Казакова, корреспондент: «15 килограммов чистого веса, и это только шлем. Вся же эта экипировка может весить до 80 килограммов. В ней водолазы могут подолгу находиться в воде и выполнять какие-либо работы. Ведь именно для этого такие костюмы и предназначены».

Основной же помощник в работе спасателей – это, прежде всего, собственный опыт. Для этого водолазы каждый день по два часа проводят в бассейне. Плюс еженедельные погружения, в том числе и на открытой воде. Ведь у наших спасателей есть поговорка - ты не водолаз, если не погружался зимой в Байкал.