Перейти к основному содержанию

Вот ты какой, пятнистый олень

Неупокоев Петр

Животные, которые ассоциируются в Новым годом, появились в нашем городе. В иркутскую Зоогалерею привезли оленей. Правда, не северных, на которых, по легендам, передвигается Санта-Клаус, а обычных. Они, как выяснилось, сейчас существуют в природе благодаря иркутянам. Подробности у Петра Неупокоева.

Пятнистые олени хоть и редкие, но желающих поглазеть на них мало. Вид у трёх оленят Пышки, Скрепки и Теши пока не очень презентабельный. Они несколько суток провели в дороге. Ехали из Улан-Удэнского заповедника в автомобиле, со связанными ногами, что для диких животных смерти подобно.

- Очень нервные животные, и мы об этом знали заранее, и готовились к этой поездке, брали с собой различные успокаивающие препараты, медикаменты. Они действительно нервничали, стресс был очень сильный, особенно у Пышки. Она перенесла дорогу хуже всех, мы за неё очень переживали, ставили ей успокоительные уколы, - говорит зоолог Людмила Ивушкина.

Сейчас оленятам создали все условия для скорейшей реабилитации. Они спокойно гуляют по вольеру и отъедаются: в день им нужно около пяти килограммов сена, полкило комбикорма с минералами. Плюс к этому выдали специальную соляную таблетку - лизуна. Для оленят она как для ребёнка конфета. Пятнистые олени занесены в Красную книгу, ведь в дикой природе осталось не больше трёх тысяч таких особей. Их перестреляли охотники из-за оленьих пантов - неокрепших рогов, которые широко используются в медицине.

Мало кто знает, что пятнистых оленей от полного исчезновения спасли именно иркутские учёные. К середине девятнадцатого века этот вид был практически полностью истреблён, иркутский биолог Янковский отправился на Дальний Восток, где первым стал разводить пятнистых оленей в неволе.

Зоолог Вадим Ивушкин изучил горы специальной литературы, прежде чем обнаружил связь дальневосточных оленей с родным Иркутском, после чего решил восстановить историческую несправедливость и приобрёл трёх пятнистых оленят.

- Технология отработана, изучено самое главное - поведение этого вида. С помощью этих знаний мы можем создать условия для их размножения. Мы, конечно, не планируем делать ферму по добыче пантов, но разводить животных для пополнения зоопарков будем, - говорит зоолог Вадим Ивушкин.
Владимир Ивушкин мечтает: года через три, когда Пышка, Скрепка и Теша станут взрослыми, будут не просто радовать посетителей красотой и грацией, но и напоминать жителям города о великих, но несправедливо забытых иркутских учёных, благодаря которым сейчас и живут олени.