Перейти к основному содержанию

Билетный эксперимент

Чернышов Антон

Расскажем об экономическом эксперименте, который проходит в иркутских трамваях. В «Горэлектротрансе» решили, что всё новое - это хорошо забытое старое, только модернизированное. Раскроет интригу Антон Чернышов.

Чек вместо абонемента. В трамваях четвёртого маршрута проходит эксперимент. Здесь вновь появились кондукторы, как и четыре года назад. Только теперь вместо пачки билетов у них в руках кассовый аппарат. Закупили 18 таких устройств. С их помощью любой пассажир за 12 рублей может купить чек, дающий право на проезд.

- Конечно, нужна скорость. Но я к этому привыкла. Быстренько туда-сюда пробегаю, - говорит кондуктор Любовь Малышкина.

А торопиться приходится: выбить чек дольше, чем просто выдать билет. Особенно тяжело, когда салон заполнен. Но пассажирам нововведение нравится. Теперь не нужно идти к водителю, если забыл купить билет на остановке. Да и вагоновожатые довольны - торговля абонементами больше не отвлекает от основных обязанностей. При этом главная причина эксперимента - экономическая. Так планируют увеличить прибыль.

- Кондукторная система наиболее эффективна. Не хотелось бы возвращаться к старому. Билетики в рулончике печатаются в типографии и стоят денег, для того чтобы их не подделали, приходится их печатать защищёнными, это опять стоит же денег, - говорит Сергей Голосеев, генеральный директор МУП «Горэлектротранс».

Печать чеков будет стоить на полмиллиона рублей в год дешевле. Траты на зарплату кондукторов планируют возместить за счёт снижения числа безбилетных, ведь теперь потенциальные зайцы будут под постоянным контролем. А вот кассовые аппараты станут контролировать самих кондукторов. Раньше недобросовестные работники продавали один билет несколько раз. Теперь этого не получится. На чеке есть время продажи, а значит, легко обнаружить обман.

Эксперимент на четвёртом маршруте продлится до конца года. Если выручка увеличится на 15-20%, его признают успешным. И тогда с начала 2011-го билетную реформу начнут проводить на всех маршрутах. Для этого понадобится 120 чекопечатающих машинок и столько же кондукторов.