Перейти к основному содержанию

Найдёт он даже трещинку на рельсах

Чернышов Антон

Для того чтобы аварии происходили как можно реже, на железной дороге проводят обследования пути. Состояние рельсов изучают с помощью так называемого вагона-дефектоскопа. Каким образом он работает, выяснил Антон Чернышов.

Поезд трогается, и всё внимание на мониторы. Система начинает поиск дефектов в рельсах. Четыре видеокамеры фиксируют весь процесс движения, но самое главное невидимо глазу.

- С эхокомплекса с определённой частотой подаётся сигнал, преобразуется в ультразвук, ультразвук проходит по металлу, находит дефект. От дефекта отражается, преобразуется и уже через видеосигнал поступает на экран, - поясняет Александр Медведев, начальник вагона-дефектоскопа.

Анализируя полосы на мониторе, специалисты могут выявить трещину любого размера даже внутри рельса, а значит, предотвратить разрушение пути. В прошлом году четыре таких вагона-дефектоскопа выявили на ВСЖД 368 серьёзных дефектов. За месяц один такой поезд проверяет две тысячи километров дороги. Главное - обеспечить условия для качественного сканирования.

- Если сигнал пропадает, вагон останавливается. Мы смотрим, что под вагоном? Может, рельс просто грязный, может, что-то попало, - говорит Вячеслав Петрович, наладчик вагона-дефектоскопа.

Для того чтобы тележка не примерзала к рельсам и ровно по ним скользила, на лыжи дефектоскопа подают горячую воду. Запас жидкости в вагоне солидный - четыре тонны, работает экипаж вагона вахтами по полмесяца. Уехать могут в любую точку ВСЖД.

Я думал, что вагон-дефектоскоп изнутри напоминает цех какого-нибудь завода. На самом деле здесь как в элитном поезде. Для жизни есть всё: уютные и тёплые купе с мягкими кроватями, душ, кухня и даже телевизор.

Такой комфорт на работе и хороший коллектив, по словам железнодорожников, - главные условия отличной работы. Вагоны дефектоскопы на ВСЖД по эффективности одни из лучших в России.