Перейти к основному содержанию

Улица Урицкого в историческом аспекте

Казакова Надежда

Низкие температуры не уменьшат накала страстей. В Иркутске идёт полемика по вопросу восстановления автомобильного движения по Урицкого. По разным сторонам предприниматели и обычные горожане. Во главу угла и те и другие ставят комфорт. Между тем Надежда Казакова решила посмотреть на эту проблему в историческом разрезе и уже готова поделиться информацией.

Народу мало, машин вообще не видно. Сто лет назад улица Урицкого выглядела совсем иначе. Правда, и тогда, и сейчас правила движения диктовали купцы. Научный сотрудник краеведческого музея Сергей Шуперт рассказывает, один из магазинов на этой улице принадлежал первому городскому автовладельцу Николаю Яковлеву, так что вопрос, ездить или ходить по Урицкого, тогда не стоял.

- Транспорта было мало, господ нужно было подвезти, иногда тротуары и проезжую часть там заливало, а господа очень не любят мочить ноги, - поясняет Сергей Шуперт, научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея.

Так и было до 70-х годов ХХ века, пока Иркутск не заполонили машины и городской голова не принял решение сделать Урицкого пешеходной. Впрочем, по обустройству улицы этого не скажешь: здесь два тротуара и проезжая часть. Так что если Федеральная антимонопольная служба всё же решит сделать Урицкого двухсторонней, практически никаких препятствий к этому не будет.

Пробки не из машин, а из людей будут скапливаться здесь, если Урицкого всё же откроют. Ведь у иркутян за много лет уже сложилась привычка ходить на Карла Маркса и на рынок именно здесь. Эту привязанность горожанам и придётся ломать. Многие по традиции будут приходить именно сюда, забывая о потоке машин.

Сотрудники и городской, и областной ГИБДД вопрос двухстороннего движения по Урицкого даже не обсуждают. Во-первых, по классификации она принадлежит к категории так называемых технических проездов, и активное движение здесь попросту не предусмотрено. А широкая дорога сделана всего лишь для удобства тех автомобилистов, которые сюда заезжают по долгу службы - в ГУВД и прокуратуру.

- Здесь нет такой возможности, чтобы идти на уступки и днём пускать автотранспорт. Вы сами знаете, что сплошной поток пешеходов идёт по улице. Если движение там открыть, то это будет просто небезопасно, - говорит заместитель начальника Управления ГИБДД по Иркутской области Сергей Панченко.

Правда, даже при отсутствии одного шлагбаума на улице постоянно возникают такие ситуации. Мы снимали этот сюжет в течение часа, за это время около десяти раз машины так или иначе задевали пешеходов. Именно поэтому специалисты ГИБДД планируют вернуть на Урицкого шлагбаум и, как и прежде, пускать сюда машины предпринимателей только в ночное время.