Перейти к основному содержанию

Японское кладбище в Листвянке под угрозой исчезновения

Кольчурина Катерина

В Зиме по ним стреляют, в Шаманке их разломали, в Мальте с них сорваны памятные таблички. А в посёлке Листвянке они вовсе пропадают. Речь идёт о надгробьях японских военнопленных, похороненных в нашей области. Почему мы не храним то, что так дорого дружественной Японии, сегодня выяснила Катерина Кольчурина, побывав на самом крупном кладбище в посёлке Листвянка.

Снег скрыл 60 надгробий. После Второй мировой войны в 1946 году бывших военнопленных - четырёх унтер-офицеров, двух сержантов, шестерых ефрейторов и сорок восемь солдат японской армии - похоронили на пригорке в Листвянке. Сейчас их могилы малозаметны.

Раньше японское кладбище было обнесено забором, но деревянную изгородь растащили на дрова местные жители, по крайней мере в этом уверяют те, кому небезразлична судьба кладбища. После исчезновения забора пропадать стали и надгробные плиты, а на их месте стали появляться новые, свежие могилы.

В областном обществе дружбы "Россия - Япония" бьют тревогу. Случай вопиющий - вандализм по отношению к целому погосту. А ведь японцы в своей стране с особым трепетом чтут традиции и содержат кладбища в идеальном состоянии. В том числе и те, где захоронены русские моряки, погибшие во время Русско-японской войны. Причём на свои средства, в знак уважения и дружбы с Россией.

- На это кладбище приезжают все официальные делегации, туристические группы. Здесь они сталкиваются с этими проблемами, видят это и не могут скрыть своих слёз, - говорит Сергей Одинец, ответственный секретарь иркутского областного общества «Россия – Япония».

Дружба между нашей областью и Японией считается крепкой. Эта страна является вторым по значимости нашим торговым партнёром. Только за прошлый год товарооборот региона с Японией составил более 1,5 млрд долларов.

- Участие японской стороны в реализации совместных проектов позволяет продолжать освоение северных территорий региона даже в условиях кризиса, - говорит Юрий Параничев, заместитель губернатора.

Но в кризисе кладбищенском японцам помощи пока ждать не откуда. Администрация посёлка от комментариев отказалась, пояснив, что не может выделить средства даже на новый забор. Всё, на что нашлись деньги, - это четыре колышка с лентой вокруг разрушающегося основания стелы, которая, кстати, в 1991 году была тоже установлена не нами, а японской стороной.

Единственный выход из этой ситуации - помощь областных властей. Даже на милицию в посёлке Листвянка полагаться нельзя, как сообщили обществу "Россия - Япония" в поселковой администрации, несколько посёлков обслуживает всего один сотрудник милиции. Мы же обязательно будем следить за ситуацией в Листвянке.