Перейти к основному содержанию

Мусорная реформа в регионе: пока вопросов больше, чем ответов

Азизов Давид
https://www.youtube.com/embed/hiwDLdUE0yU

Ну, и как на фоне этой новости не вспомнить о грядущей мусорной реформе? До её старта осталось всего 10 дней. Но пока у людей больше вопросов, чем ответов. Сегодня на Региональном совете появились первая конкретная информация - тарифы для населения. Но даже эти цифры пока всё равно очень приблизительные. Впрочем, обо всем по порядку.

Кто и когда вывезет мусор из этих контейнеров? Вопрос мелкий лишь на первый взгляд. Но это для обывателей. В областном правительстве он приобрёл экономические и политические масштабы. С 1 января вывозом отходов в нашем регионе будут заниматься лишь 2 оператора. Это федеральный закон. Однако, реализовывать его субъектам предстоит самостоятельно.

СЕРГЕЙ ЛЕВЧЕНКО, губернатор Иркутской области: «Те документы, которые приняты на уровне федеральном, они схематичны. Они очень много не учитывают. Особенно не учитывают наших сибирских условий, поэтому нам необходимо в течение следующего года ещё и предложения дать в федеральные нормативные органы».

А вот что точно интересует всех, так это насколько изменятся тарифы для населения. Первые цифры озвучили сегодня на Региональном совете. За 10 дней до старта большой мусорной реформы. Платить будем не поровну. Чистые контейнеры жителям северных территорий обойдутся дороже.

АЛЕКСАНДР ХАЛИУЛИН, руководитель службы по тарифам Иркутской области: «Северный регоператор - Братский полигон ТБО - 595 рублей 33 копейки. Южный оператор - 522 рубля 89 копеек. Собственно сейчас идет обсуждение по нормативу накопления. И в зависимости от этого можно будет понять, сколько будет платить каждый конкретно».

Конкретные расценки для каждой квартиры мы увидим только в расчетках за январь. По прогнозам экономистов, средний иркутянин, проживающий на 60 квадратах, будет платить 185 рублей в месяц. Цена зависит именно от жилплощади. И неважно, сколько человек на ней прописано. В Службе по тарифам такой подход объясняют социальной справедливостью. В противном случае стоимость вывоза отходов станет неподъемной для многодетных семей. Далеко не все мэры согласны. У них свои расчеты.

ОЛЕГ БОРОВСКИЙ, мэр Саянска: «Я не знаю, что там жилнадзор считал 6 месяцев. Я посчитал за 5 минут. Есть объемы жилья квадратных метров в городе, есть количество жителей, есть коэффициенты. Сегодня мы могли это посчитать. Я увидел разницу: если брать подушевое, то у нас получится 21 миллион, если с квадратного метра - 33. Разница существенная».

А вот кто возражений не имеет, так это региональные операторы. Как считать - по квадратам или по количеству прописанных в квартире - для них не важно. В любом случае с 1 января их бюджеты пополнятся.

АРТЕМ МИЩЕНКО, представитель регионального оператора зоны Юг: «Наша задача была получить две цифры. Это норматив образования отходов и тариф. Мы получили нужные ответы. И полноценно можем начинать договорную кампанию и работать. Вполне мы удовлетворены текущим Регсоветом».

Омрачает благостную для мусорных монополистов картину неготовность некоторых муниципалитетов. По федеральному закону именно власти поселений обязаны организовать и содержать площадки по сбору и накоплению отходов. Региональный оператор должен только вывозить мусор, утилизировать его и получать прибыль, желательно не вкладывая собственные средства.

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА, зам ген. директора Братского полигона ТБО, зона Север: «Те районы, где готово всё, - это Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут. То есть там, где есть полигоны размещения отходов, там проблем нет. По нашей зоне это практически 70% будет захораниваться как положено. Вот с остальными, я считаю, необходимо предусмотреть деньги субъекта».

Специалисты уверены, реформа получится мягко говоря сырой. И все нюансы придется отрабатывать уже в течение 2019 года. Интересует и ещё один вопрос. Не останутся ли без работы те, кто занимается вывозом отходов сейчас? Есть вероятность, что они всё же продолжат свою деятельность. У новых регоператоров нет ни собственной техники, ни людей. Так что будут нанимать уже существующих перевозчиков.