Перейти к основному содержанию

Незаконная торговля – единственный способ заработать

Неупокоев Петр

Бизнес незаконный, но ни регулярные рейды Роспотребнадзора, ни проверки милиции не могут победить стихийную торговлю омулем вдоль дорог. Почему продавцов не пугают штрафы, выяснял Пётр Неупокоев.

Елена Дёмина торгует рыбой поневоле. Дома двое маленьких детей, а зарплата на официальной работе чуть больше четырёх тысяч в месяц. Столько она зарабатывает на копчёной рыбе за пару дней. Торгует, как и все на култукском серпантине, нелегально: никаких разрешений на торговлю и санитарных книжек нет. Поэтому съёмочная группа для неё - как плохая примета. Стоит появиться - следом нагрянет милиция или Роспотребнадзор.

- Иркутская милиция была на той неделе, акты составляли... Ну заплатили мы штрафы, всё равно будем продолжать работать, потому как больше заработать негде, - говорит продавец Елена Дёмина.

Разрушенное здание школы - как памятник некогда процветающему посёлку. Раньше здесь и автотранспортное предприятие работало, и мясокомбинат, и хлебозавод. Теперь они закрыты.

Проблему трудоустройства и цивилизованной продажи рыбы в Култуке пытались решить: открыли в центре посёлка рыбный рынок со специализированным холодильным оборудованием. Теперь от него немного осталось. Торговцы говорят, место неудачное. В отличие от серпантина, где туристы могут сфотографироваться на фоне Байкала и заодно купить копчёного омуля. А на рыбозавод, который запустили в посёлке пару лет назад, местные жители не стремятся.

- Там мало людей работает. Они не на себя трудятся, а на хозяина. А хочется своё, - говорит продавец Надежда.

Сами себе хозяева - по этому принципу живёт половина посёлка. И цены свои устанавливают, и правила приготовления рыбы. Правда, делиться рецептом не желают. Собственно, всё понятно без слов - по запаху. Прямо за торговыми латками он неприятный - здесь рыбу потрошат. Горячее копчение проходит в специальных бочках, холодное - в фанерных домиках, в них же продавцы укрываются от дождя и хранят рыбу. Несмотря на полное отсутствие санитарных условий, случаев заражения ботулизмом и отравлений в этом году вроде бы не было.